Не подумайте, ради бога, что на десятом году жизни нашего журнала мы внезапно решили считать читателей идиотами или невеждами, сообщая им хорошо известный факт. Просто это надо было написать, чтобы задать вопрос: чем отделено? Читатель, да вот хоть бы именно вы, ответит легко и с усмешкой: стеклом. Обычно — опускным, чтобы можно было сказать: «Джеймс, в клуб» или «Алексей, на дачу». Таков лимузин, известный уже скоро сто лет. А что же тогда «новый»? Здесь тоже есть классовая преграда между тем, кто везёт и тем, кто едет, но изготовлена она из самого современного материала — жидкокристаллической панели высокого разрешения. Всё остальное — чтобы опускалась, чтобы Алексей (без Джеймсов обойдёмся) знал, куда править — как у классического прототипа. Но вообще-то, начать следовало с другого — с работы и семьи, чтобы всё по порядку. Хозяин этого «Мультивэна» покупал его вовсе не за тем, чтобы на нём ездить. Многоцелевой автомобиль должен был стать служебным транспортом финансового департамента его компании. В банк, в налоговую, из чего состоят будни финработников. Но у нашего босса счетоводы оказались какие-то капризные, ездить со своими требами на «Мультивэне» им показалось неэлегантным, и под любыми предлогами они норовили задействовать другие машины из корпоративного парка, целевой транспорт настолько демонстративно простаивал, что в конце концов руководитель... как вы думаете, что? Дал по мозгам собственным подчинённым, чтобы не зарывались? Так сделал бы каждый на его месте, вот хотя бы вы, признайтесь. Нет? Ну, значит, вы тоже не «каждый». Хозяин «Мультивэна» сказал себе: не хотят ездить подчинённые, буду ездить сам. Один или с семьёй, а им потом завидно будет. И поехал реализовывать этот план. В студию «СТ-В ар и ант», уж это-то вы должны были прочесть. Работу над этим проектом в студии будут вспоминать долго. В отличие от большинства, если не всех, похожих она проходила в режиме непрерывной импровизации. У заказчика, как у многих его современников (возможно, и у вас тоже. Нет? Ну хорошо, не у вас, так у меня), налицо сильная интернет-зависимость, отчасти обусловленная интересами бизнеса, отчасти — привычкой общего порядка. Поэтому началось всё с относительно простого: оборудовать в многоцелевом салоне рабочее место, с компьютером, модемом и прочим. Дело по нынешним временам не столь мудрёное: завезли мобильный системный блок от SmartX, они их делают в габаритах автомобильного усилителя, так что с компоновкой проблем не ожидалось, беспроводные клавиатуру и мышь, GPRS-модем, начали было подбирать к этому монитор. Тут приехал заказчик, за время своего отсутствия со знанием дела полазивший по Сети и собравший целую коллекцию новых идей. Пока идеи внедряли в уже частично построенную систему, поспевала новая порция, в общем, работа была нескучная... Главная концептуальная реформа проекта состояла в превращении его из делового в семейно-деловой. Компьютер, модем и прочее оставались в силе, но заказчик решил к этому добавить и развлекательные компоненты, причём не столько для себя самого, сколько для самого младшего члена семьи. Если вы знакомы с младшими членами семьи, не любящими телик и компьютерные игры, пригласите посмотреть, звонить можно в любое время, это того стоит. Отбросив фантастику, признаем: в такой постановке задачи видеодисплей с большим экраном и достойная игровая консоль становятся жизненно важными составляющими системы. С видеоконсолью сейчас просто: есть Sony PlayStation3, потом долго-долго никого нет, а потом — все остальные. Когда в студии появилась PS3, технические требования к дисплею, и до того серьёзные, изменились в сторону крайней серьёзности: как известно, «игрушка» Sony обрела транспорт Blu-ray раньше, чем они появились в домашних проигрывателях многих вполне себе уважаемых и передовых фирм. Экран решили брать 26-дюймовый и высокого разрешения на всю катушку, это вылилось в домашний телевизор Sony с HDMI-входом. Уже начали его пристраивать на место, когда заказчик, уже без помощи Интернета, разумно предположил: сам-то он готов работать на компьютере и «без окон, без дверей», даже спокойнее, а младшему может показаться неуютно. Вот вам и концепция «нового лимузина», когда совершенно неавтомобильного размера телевизор взял на себя функции отличительного элемента совершенно автомобильного типа кузова. А тут подоспела подсмотренная в Сети идея установить в салоне диван «задом наперёд», создав нечто вроде переговорной комнаты. Multivan — это всё же не «Икарус», и чтобы механически разместить требуемое в пассажирской части салона, не говоря уже компонентах аудиосистемы, к которой пока и не очень приступали, понадобилась некоторая доля фантазии и пространственного воображения. Вот результат приложенных усилий. Экран (вместе со всей телевизионной начинкой) выезжает из-за спинок сидений переднего ряда с разворотом, так, что в поднятом положении он встаёт вертикально, а в убранном — с наклоном как у спинок. Это освободило пространство для трансформируемого дивана «переговаривающейся стороны». А по сторонам «новолиму-зинной» перегородки встали фигурные корпуса главной, фронтальной акустики. Фронт? Как и в других машинах такого назначения, проходит именно здесь, хотя надо отметить: рабочее место водителя не даёт повода для трудовых споров: здесь установлено полновесное AV головное устройство с DVD-проигрывателем и ТВ-тюнером и компонентная акустика в передних дверях. При этом единственным общим звеном для оборудования передней и задней зон стала комбинированная ТВ/ЧМ-антенна. Фронтальная (главная фронтальная) акустика была выбрана на грани домашней — двухполосный комплект Dynaudio. Для НЧ-головок сделали закрытые объёмы примерно по 15 л на каждую. Тыловая акустика — компонентники Morel Dotech Ovation, встроенные в подъёмную заднюю дверь. А сабвуфер... сабвуфер ещё надо поискать. Если сдаётесь по-хорошему, подскажу: видите затянутый тканью прямоугольник под сиденьем раскладного дивана? За ним — две 8-дюймовые головки Polk Audio, работающие в общем объёме всего 20 л, то есть на оба пришлось почти столько же, сколько на каждый из фронтальных мидбасов. В «СТ-Варианте» говорят: это нормально, ММ 2024, по рекомендациям производителя, требуют объёма 9,9 л каждый, здесь как раз столько и есть. Питают акустику два усилителя: один, по всем домашним канонам — двухканальный Twister 2.300, отдан фронтальной, самой ответственной связке, включённой через штатные кроссоверы; второй, четырёхканальный, обслуживает тыл и сабвуферы, они взяты с двойными звуковыми катушками (4 + 4 Ом), так что в итоге последовательно-параллельного соединения получается 4 Ом, самая нормальная нагрузка для двух каналов мостом. Оба усилителя, благо невелики по размерам, уместились под передним пассажирским сиденьем. Под водительским стоит жизненно важный для этой системы компонент — мощный преобразователь питания 12 — 220 В. Без него проблематично было бы запустить и телевизор, и PS3, рассчитанную, вообще говоря, на сетевое питание. Ещё до начала решительной фазы импровизации в системе был запланирован мультимедийный источник для пассажирской зоны, он сразу расположился в наиболее удобном (проверено личным опытом) месте — на потолке, на расстоянии вытянутой без напряжения руки с любого из двух задних кресел. DVD-ресивер JVC даёт и звуковой сигнал на оба усилителя, и видео — на монитор. Однако, как выяснилось уже в ходе испытаний (можно было предугадать, но всегда лучше убедиться опытным путём), видео по композитному выходу автомобильного головного устройства (а у нас такие выходы, увы, преобладают) не может сравниться с выходом SVGA с компьютера и уж тем более — с картинкой, которую PS3 может снять с Blu-ray и погнать на экран по HDMI. Сотрудники финансовой службы посмотрели, позавидовали — не то слово, просили было переиграть всё дело, но уже поздно, семья не согласна... |
Источник: Журнал «Автозвук»