Установка в Mercedes-Benz SL 300

Фирма: TJ-Auto
Автор: Александр Кислицкий
Фото: Алексей Трошкин

КОМПРЕССИОННЫЙ УДАР

Извечный вопрос "что делать?" до сих пор продолжает занимать умы автовладельцев. К примеру, что делать, если в кабриолете хочется иметь ураганный бас с хорошей динамикой? Один из ответов на этот вопрос мы нашли в компании "TJ-Auto", где совсем недавно была завершена инсталляция аудиосистемы в автомобиль "Mercedes-Benz SL 300".

Итак, бас в кабриолете. Знатоки car audio и маститые инсталляторы приведут массу доводов, подтверждающих очевидную сложность построения правильного баса в открытом салоне кабриолета. Все это так, но зачем-то ведь энтузиасты ставят звук в открытых салонах "обескрышенных" авто! К тому же "трудно и сложно" вовсе не означает "категорически невозможно". Многое зависит от того, какие силы брошены в этом направлении, какие идеи будут реализованы в процессе построения аудиосистемы и насколько высок профессиональный уровень тех, кто взялся за такую работу. Что же касается характеристик самих компонентов, то основных законов акустики никто не отменял: чем больше площадь диффузора НЧ-динамика, тем больше у него возможностей воспроизвести правильный бас.

В этом направлении и пошли специалисты студии "TJ-Auto", проектируя аудиосистему для кабриолета "Mercedes-Benz SL 300". С самого начала было известно, какой сабвуфер будет стоять в автомобиле — "Magnat Aggressor 5000". Перефразируя известную поговорку, инсталляторы в данном случае "танцевали" от сабвуфера.

Акустический состав аудиосистемы получился таким: 3-компонентный фронт "Dynaudio Kit 340", тыловой коаксиальный комплект "DLS M136mk2" и безусловный лидер компрессионных атак, 20-дюймовый сабвуфер "Magnat Aggressor 5000". Фронтальная АС, как это ей и положено, сосредоточена в передней части салона: твитеры в передних стойках, а СЧ-головки и мидбасовые динамики в передних дверях. Над дверями поработали очень серьезно, поскольку мидбасовые динамики "Dynaudio", хоть и имеют обращенную магнитную систему, снижающую установочную глубину, способны проявить свой потенциал только при установке в хорошо подготовленные двери. Дверную обшивку полностью проклеили стекловолокном, а внутри создали изолированный объем, в котором и работают мидбасы. В итоге дверь потяжелела почти вдвое, зато приобрела необходимую монолитность и прочность, достойную установки серьезной фронтальной АС.

В тылу работают широкополосные коаксиальные динамики "DLS M136 mk2". Роль тыловой АС заключается в создании эффекта "surround" при воспроизведении столь любимой хозяином автомобиля клубной музыки. Аудиосистема изначально и строилась в расчете на этот электронный жанр, тем более что кабриолет в этом отношении является, пожалуй, самым зрелищным типом кузова при соответствующей инсталляции. Тыловые динамики в собственных объемах порядка 3,5 литра были установлены в общем с сабвуфером корпусе.

Что же касается "Агрессора" (именно с большой буквы!), то для этого гиганта организовали рабочий объем порядка 150 литров, удалив символическое заднее сиденье, которое выполняло скорее декоративную, чем утилитарную функцию. В самом деле, стоит ли всерьез воспринимать кресло, на котором можно разместить только большую спортивную сумку? Сабвуферный ящик получился композитным: кроме двух слоев акустической фанеры, здесь были два слоя стеклоткани, звукоизоляционная прослойка и натуральная кожа в качестве наружной обшивки. Объем набирали буквально по литрам, поскольку эстетика оформления компонентов играла немаловажное значение.

В составе системы присутствуют три усилителя, причем один из них предоставил хозяин автомобиля, которому очень понравилась работа этого аппарата в составе другой аудиосистемы. Два 2-канальных усилителя "Magnat Combat 600" подключены к фронтальной и тыловой АС через штатные кроссоверы. Для "Агрессора" был выбран цифровой моноблок "Helix HXA 1000 QX" при поддержке 1-фарадного конденсатора "Stinger". Такой же конденсатор поддерживает работу усилителя, подключенного к фронтальной АС. Корпуса аппаратов и оба конденсатора размещены в багажнике автомобиля, причем функциональный объем этого отсека пострадал не более чем на 20%.

Предвосхищая многочисленные вопросы людей, разбирающихся в car audio, хотелось бы уточнить один нюанс. Дело в том, что 20-дюймовый „Magnat Aggressor 5000“ был выбран не только по причине своего впечатляющего внешнего вида и способности породить ураган глубокого баса. При диаметре диффузора 500 мм сабвуфер отличается великолепными динамическими характеристиками. Как такое возможно? Объясняем. Диффузор "Агрессора" выполнен из целлюлозы, отличается легкостью, а стало быть, и хорошей динамикой. Ко всему прочему, мощнейшая магнитная система этого саба позволяет обеспечить необходимую динамику короткоходного диффузора. Совокупность этих бесспорных достоинств и определила выбор инсталляторов.

Понятно, что говорить о присутствии классической звуковой сцены здесь не приходится, но ведь такая задача и не стояла изначально! Зато установка сабвуфера с четкой направленностью на лобовое стекло позволила добиться поистине ударного звукового давления. Кстати, его уровень получился максимальным как раз на линии расположения водителя и пассажира, а не смещен ближе к лобовому стеклу, как это бывает в соревновательных автомобилях. Хозяин кабриолета оценил мощь "Агрессора" по достоинству и даже попросил немного уменьшить уровень сигнала.

Ночью кабриолет смотрится особенно эффектно. Красная подсветка диффузоров фронтальной и тыловой акустики обрамляет как бы пылающий логотип установочной студии, но самое сильное впечатление производит все же не это — в памяти надолго остается компрессионный удар от работы "Агрессора", ощутимый даже в том случае, когда вы просто проезжаете мимо этого "заряженного" автомобиля.


Источник: Журнал «Автозвук»