Установка музыки в Skoda Octavia

Октавиада

Текст: Павел Белинский
Сериалы, называемые также "мыльными операми", сразу после их появления на экранах телевизоров, еще во времена существования Великой и Могучей Державы пользовались бешеной популярностью, особенно у пожилых людей. Сергей, хозяин описываемой системы, в те годы только начинал получать среднее образование, поэтому в категорию заядлых любителей сериалов не попал. Но так получилось, что через десятилетие он сам стал "режиссером сериала" по построению хорошего звука, "съемки" которого растянулись на годы.

А началось все, как обычно происходит в области car audio, с покупки плацдарма для работ. Им оказалась полноприводная "Skoda Oktavia 1.8Т". Конечно, штатная аудиосистема не могла удовлетворить запросов молодого всесторонне развитого дипломата, широта музыкальных предпочтений которого простиралась от хорошей ретро-музыки до жестких техноритмов.

Попытка полностью заменить заводскую "музыку" положила начало кардинальному изменению машины. С помощью друга, часто читающего периодические издания по данной тематике, было приобретено головное устройство "Alpine CDA 9815RB". Выбор пал именно на этот аппарат, так как предполагалось поэкспериментировать со звуковой сценой, используя встроенный процессор, позволяющий вводить поканальные задержки, и избавиться от нежелательного влияния салона на качество звучания с помощью мощного параметрического эквалайзера. Четырехканальный усилитель "Cаdenсe А-4" призван обслуживать комплект 2-компонентных фронтальных АС "Fоcal 165 К2P" и тыловых 6-дюймовых "Rockford Fosgate P162S". В области нижнего баса вступает моноблок "Cadenсe А-7НС" с дистанционным регулятором баса, раскачивающий 12-дюймовую сабвуферную головку "Alpine SPR-1241D". Нельзя не заметить, что "А-7HC" — соревновательный аппарат с паспортной мощностью 800 Вт при работе на 2-омную нагрузку. Два установочных комплекта "Mystery", дополненные аксессуарами "Dietz", выступают в роли связующего звена всех компонентов аудиосистемы.

Все началось с обработки дверей и багажника вибродемпфирующими и шумоизоляционными материалами. Затем были проложены коммутационные провода, причем межблочники разместились вдоль центральной арки, вне зоны воздействия штатной электрики автомобиля. НЧ/СЧ-динамики фронтальных АС установили в подиумы с наклоном оси излучения на 15°, что вкупе с фазовыравнивающей пулей динамика почти к нулю сводит провал в СЧ области. Высокочастотники заняли место в новых стойках на уровне подбородка водителя, с ориентацией на центр лобового стекла. Сами стойки обтянуты алькантарой под цвет салона. Коаксиалы тыловой подзвучки расположили в задней полке, имеющей свой объем. Силовая часть системы заняла место в нижней части багажника. Сабвуфер разместили в компактном ящике собственного изготовления объемом 27 л (согласно рекомендациям производителя). Поскольку саб двухкатушечный (2х4 Ом), секции обмотки включили параллельно.

В результате на фронте было решено реализовать многополосное усиление. Задачу деления сигнала по нужным частотным диапазонам взял на себя кроссовер усилителя. Дистанционный регулятор моноблока, "оживляющего" сабвуфер, вынесен в технологическую нишу, слева от руля водителя. Тыловая подзвучка запитана от встроенных усилителей головного устройства. После окончания работ и первого прослушивания выяснилось, что не удается добиться правильной звуковой сцены. Кроме того, подключенные через встроенный усилитель тыловые каналы на большой громкости начинали перегружаться — попросту хрипеть. Поэтому было решено временно отключить тыловые динамики.

Второй этап улучшения системы происходил параллельно с серьезным тюнингом самого автомобиля. Он осуществлялся профессионалами своего дела. Были заменены форсунки, впускные и выпускные коллекторы турбины, произведен чип-тюнинг. В результате под капотом скопился "табун" из 280 "лошадей" (изначально было 150 л.с.), кардинально изменив динамические характеристики автомобиля. Штатную светотехнику заменил биксенон. А также был установлен полный комплект спецсигналов. Стереосистему заново перенастроили и облагородили фальшпанелями с красной светодиодной подсветкой для усилителей. В результате усилители со дна багажника переместились в ниши правого и левого крыла. Но при таком объеме изменений скучный салон не подходил под обновленный характер автомобиля. И Сергей решил заняться его рестайлингом.

В специализированной студии штатные кресла заменили спортивными "Recaro", после чего все детали салона перешили кожей в цвет кузова, а вставки сделали из кожи бежевого цвета. Багажник тоже не оставили без внимания. Короб сабвуфера интегрировали в монолитную фальшпанель, состыкованную с панелями усилителей и имеющую два отсека под инструменты. Небольшим коррективам подверглась и компоновка стереосистемы. Фронтальные АС подключили через штатный кроссовер, а освободившиеся каналы фронтального усилителя оживили тыловые громкоговорители. Принимая во внимание значительно возросшую нагрузку на усилитель, его подстраховали от "токового голодания" буферным конденсатором "Stinger" емкостью 1 Ф.

Все эти изменения повлекли окончательную перенастройку системы, которая в результате приобрела желаемую универсальность при воспроизведении различных жанров музыки. На прослушивании хорошо прозвучал и оригинальный трек Beach Boys "California ", и его модный электронный ремикс. Звуковая сцена получилась весьма интересной. Пусть она и не совсем соответствовала каноническим принципам, поскольку слушатель оказывался как раз в центре звукового поля, но именно такой вариант Сергею очень нравился. При этом хорошо был выражен эффект окружающего звучания, хотя никаких "театральных" процессоров для этого не использовалось. На определенной громкости динамичную передачу электронной музыки дополнял эффект тактильного ощущения низкочастотных вибраций. Особенно понравилась структура баса.

На этом долгая процедура становления звука закончилась, но доводка самого автомобиля продлилась еще на одну "серию". И затронула она уже экстерьер. Поверхности дверей украсили аэрографией с изображениями лучших отечественных истребителей 4-го поколения. Выбор такой темы рисунка связана с цветом кузова, напоминающего пасмурное небо, — на этом фоне боевые самолеты смотрятся очень эффектно.

Итогом двухлетней "режиссерской работы" стала не только добротная аудиосистема, но и обновленный автомобиль, где всё — от основных внутренних параметров до внешнего вида — выражает индивидуальные предпочтения его владельца.


Источник: Журнал «Автозвук»