Установка звука в ГАЗ-12 ЗиМ

СТУДИЯ «Аверс-центр», г. Киев
РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА Евгений Брызжатый, Валентин Долинновский, Игорь Давидчук

ЮЖНЫЙ ОЛЕНЬ

У нас, между прочим, союзное государство было. Или читатели стали настолько молоды, что этого не знают? Тогда записывайте: было. Даже, согласно инструкции по пользованию, нерушимое...

без разницы было, какого обкома ты первый секретарь, чкаловского (где теперь Оренбург), куйбышевского (это где Самара) или, скажем, ворошиловоградского (где в конце концов оказался иностранный Луганск). Заслужил — получай ЗиМ и шофёра-стукача, положено.

О том, как создавался лучший автомобиль своего класса в несуществующем ныне государстве, наш журнал писал, когда источником вдохновения для тюнингеров стал экземпляр, отпахавший своё в скорой помощи где-то на территории нынешней РФ («А3» №1/2008). Этот работал по прямому исходному назначению там, где теперь хозяйствует «девушка с косой», а второе название машины (ГАЗ-12) чем-то напоминает грубое ругательство на языке жадных москалей. И в руки тюнингеров попал тоже украинских.

Автор этих строк — житель Украины с глубокими москальскими корнями, и может претендовать на определённый нейтралитет и объективность. И, по моему мнению, из того же материала украинские мастера сделали работу лучше, чем недавно упомянутая. Впрочем, судить вам...

Когда до нашего ЗиМа дошли руки мастеров «Аверс-центра», автомобилю пошёл уже шестой десяток, как удалось установить, машина 1956 года выпуска. К началу работ по этому проекту от былой роскоши (в понимании 50-х) у ветерана осталась только харизматическая внешность, да и то основательно подпорченная. Автомобиль в свое время «постоял на ушах», кузов был помят, практически «раздет» внутри, многих оригинальных деталей оформления экстерьера и интерьера не было. Концепция проекта была такова: восстановить заводской облик машины с поправками на прошедшие полвека, оснастить ее современными двигателем, трансмиссией и подвеской, другим принятым в нашем столетии дополнительным оборудованием, заново оформить салон и инсталлировать в него качественную мультимедийную систему. Донором жизненно важных органов стал Mercedes Е-класса (210-й кузов с двигателем 3,2 л).

Специалисты «Аверс-центра» начали с того, что врезали в крышу кузова люк, да не простой, а панорамный, во всю длину потолка — оборудование, не часто встречающееся и в современном автомобиле. Затем машину передали подрядчикам, которые выполнили весь необходимый (это значит — гигантский) объём работ по рихтовке кузова, его, как говорят в наших краях, «выготовке» и покраске. Потом авто оснастили мерседесовскими двигателем, трансмиссией, ходовой, и возрождённый, но ещё не блистательный ЗиМ вновь оказался в боксе тюнинг-студии.

Пока автомобиль был в работе на стороне, в центре велась подготовка к реализации своей части проекта. На одном из киевских заводов восстановили и вновь изготовили многочисленные оригинальные никелированные детали оформления кузова. Включая массивные бамперы. Тюнингеры готовили и согласовывали с заказчиком свои предложения по новому дизайну салона, аудио- и видеосистеме, дополнительному оборудованию.

Начнем с темы, наиболее нам близкой — инсталляции мультимедийной системы. Перво-наперво сделали тотальную шумовиброизоляцию кузова. Во многих местах изолирующие материалы нанесли в три слоя. На пол сначала — битумную композицию, затем слой «Сплена». Сверху уложили 12-миллиметровую фанеру. Чтобы не осталось пустот, пространство между фанерным листом и «Спленом» заполнили строительной пеной. В результате пол стал «акустически бронированным». Двери тоже «закатали» в два слоя: битумная композиция и 10-миллиметровый «Сплен». Изолировали потолок, отсек багажника, пожарную перегородку, крылья. В результате масса кузова увеличилась примерно на 100 кг, но раз мощность двигателя выросла с 90 до 200 с чем-то, решили: ничего страшного.

Идея мультимедийной системы была сообразна архитектуре автомобиля, у которого от рождения даже были складные сиденья-страпонтены, образующие третий (географически — средний) ряд сидячих мест. В новом салоне страпонтенов не было, а простор салона использовали для развёртывания «двухзального» мобильного кинотеатра с передней и задней зонами озвучивания, каждая из которых оборудована своей фронтальной акустикой.

В качестве головного устройства передней зоны выбрали мультимедийный центр Pioneer AVH-P7800 DVD BT — развитый комбайн с большим выбором возможных вариантов построения системы и подключения дополнительных устройств. Однодиновую «голову» установили в штатное место мерседесовской центральной консоли, предварительно подготовив его под новый блок: изменили вариант крепления, изготовили и установили переходную декоративную рамку, подвели провода и кабели.

Однако основной, VIP-зоной является задняя, нацеленная на пассажиров на заднем диване. Здесь головным устройством стал DVD-ресивер Pioneer DVH-P580 MP. Инсталлировали его нестандартно: основной блок — на перегородке, отделяющей салон от багажника так, что при откинутом центральном подлокотнике заднего дивана щелевой приёмник диска становится доступен. Для защиты от попадания пыли он прикрыт клапаном на липучке из алькантары цвета обшивки салона. Кнопку загрузки/выгрузки диска сняли с корпуса и установили на перегородке рядом с отверстием слота. А панель управления поместили на потолке, на лонжероне панорамного люка. Управлять ресивером можно с помощью пульта ДУ, да и кнопки на его лицевой панели вполне доступны с заднего сиденья.

11-дюймовый ЖК-монитор Pioneer AVD-W1100V, предназначенный для просмотра в задней зоне, установили в пространстве между передними сиденьями над баром (об этом потом, у нас ещё много работы) с помощью специально изготовленного поворотного кронштейна. Видеосигнал на монитор можно подать через АV-мастер как с переднего, так и с тылового головного устройства. Под монитором смонтирован среднечастотный динамик центрального канала AD M35.

Фронтальная акустика передней зоны — двухполосная, компонентная Rainbow SLC265. Мидбасы инсталлировали в передние двери. Перед этим из многослойной фанеры сделали дверные карты, установили на них переходные подиумы с динамиками и закрепили на прочной внутренней металлической филенке. Затем тщательно проклеили все монтажные отверстия и установочные места. Заказчик хотел, чтобы размещаемые в дверях динамики как можно меньше выдвигались в салон и не мешали при посадке/высадке. Поэтому мидбасы смонтировали перпендикулярно плоскости карт. Работают они на объемы дверей, которые несколько уменьшились за счет слоя изоляции. Благодаря этому НЧ-головки стали звучать намного мягче. Надо сказать, что хотя двери ЗиМа выглядят огромными, внутренние объемы их существенно скромнее, пространство между филенками сравнительно небольшое. К тому же внутренние полости дверей «нафаршированы» дополнительным оборудованием и механизмами (электрозамки, стеклоподъемники), которые после установки тоже шумовиброизолировали. Твитеры «переднего фронта» разместили в заново изготовленных металлических стойках лобового стекла с помощью фанерных колец. Направлены они друг на друга.

Для построения трехполосного фронта задней зоны использовали такой же комплект Rainbow SLC265, но, расширив его до трёхполосного, в роли мидрейнджа выступил культовый Morel CDM54. Все динамики инсталлировали в задние двери «по-домашнему», в одну линию. Но не совсем — в мобильном театре своя специфика. Низкочастотники, как и передние мидбасы, смонтированы с помощью переходных подиумов минимально возможной глубины перпендикулярно вновь изготовленным из многослойной фанеры картам задних дверей. А мидрейнджи и твитеры — на отдельных подиумах под углом, с разворотом на слушателей в задней зоне. Для среднечастотников из листов шумоизоляции STP выклеили антирезонансные камеры объемом примерно 300 мл. На карты задних дверей установили подлокотники, в полостях которых разместили монтажные провода и часть дополнительного оборудования.

Динамики тыловой акустики — третий комплект Rainbow SLC265 — разместили на задней полке. Но не сразу. Сначала пришлось заняться самой полкой, ведь в машинах того времени ее фактически не было (если не считать заводской металлической опорной пластины, усиленной лонжеронами). Полку изготовили из многослойной фанеры. По краям ее с помощью подиумов смонтировали мидбасы и твитеры. ВЧ-динамики установили с легким доворотом в салон. В центральной части полки подготовили место для крепления сабвуферной головки, поставив между полкой и металлической пластиной переходное кольцо. Этот «сэндвич» герметизировали и стянули болтами. Тыловые мидбасы работают во фри-эйрном режиме, поскольку сабвуфер акустически развязан с багажником.

Для сабвуфера выбрали 10-дюймовый динамик Rainbow Vanadium 10. Над его акустическим оформлением пришлось потрудиться. Дело в том, что за перегородкой позади спинки заднего дивана расположен топливный бак, с которым сабу нужно было «ужиться». Для инсталляции «Ванадиума» решили использовать свободное пространство над бензобаком. Для этого изготовили закрытый ящик непростой формы объемом примерно 20 л, шумоизолировали, демпфировали его и закрепили болтами на лонжеронах задней полки. Обод корзины динамика закрепили на полке сверху и закрыли защитным грилем.

В системе три усилителя Audiosystem: один четырехканальный F4.380 и два двухканальных F2.190. F4.380 работает на акустику фронта передней зоны и тыла. Один F2.190 выдает аудиосигнал на фронтальную акустику задней зоны, другой раскачивает сабвуфер. Динамик центрального канала AD M35 подключили к выходу встроенного усилителя АV-мастера. Мощности его вполне достаточно для нормальной работы среднечастотника, основное назначение которого — привязка речи к происходящему на экране монитора.

За задней перегородкой и топливным баком в отсеке багажника установили металлическую раму с опорной платформой из 12-миллиметровой фанеры, покрашенной влагостойкой краской. На ней болтами закрепили AV-мастер, усилители, два буферных конденсатора Stinger, силовые коммутационные блоки. Cо стороны багажника этот «аппаратный отсек» закрыли декоративной легкосъемной фальшпанелью. Отсек багажника остался достаточно просторным. Когда открываешь его крышку (ее снабдили газовыми амортизаторами), создается впечатление, что в багажнике нет никаких компонентов аудиосистемы.

Проект нового интерьера разработали дизайнеры «Аверс-центра». Его цветовое решение — сочетание светло-коричневого и мягкого, кремового оттенков — выбрал заказчик. Мастера не стремились восстановить фирменный, зимовский салон или поддержать в нем стиль 50-х. Напротив, выбрали современный дизайн с простроченными ромбами центральными деталями обшивки, который они часто используют при рестайлинге интерьеров дорогих автомобилей. Салон решили перетянуть кожей и алькантарой со вставками, покрытыми шпоном натурального дерева.

Начинать пришлось практически в «голом» кузове с нуля, с чистого листа, поэтому прежде всего оснастили его оборудованием штатной комплектации «Мерседеса». Двери оборудовали стеклоподъемниками, доработали механизмы их открывания. Торпедо перетянули кожей в двух основных цветах оформления интерьера со вставкой, покрытой шпоном карельской березы. Такие вставки есть на картах дверей и в других местах салона. Надо сказать, что узнать классическую фактуру этой древесины непросто — шпон тонировали в символический красный цвет. Центральную консоль доработали и установили на подготовленные места. Лицевую панель ее тоже покрыли шпоном.

После монтажа передних сидений пространство под ними оформили как своеобразную объемную перегородку между передней и задней частями салона со встроенным баром (нет, чуть позже). Применив такое решение, дизайнеры выделили в автомобиле уютную и просторную VIP-зону с возможностями для отдыха и общения в пути. Для комфорта изменили систему вентиляции салона, установив в перегородке воздуховоды, по которым поступает как холодный, так и нагретый воздух.

Заднее мерседесовское сиденье основательно переделали, превратив в настоящий диван с двумя удобными и просторными посадочными местами. Под ним разместили отопитель, электронные модули подсветки интерьера и систем дистанционного управления оборудованием. Нишу между задним сиденьем и полом прикрыли декоративной панелью. Кожу пошили в сборку, складками, так, что сиденья стали выглядеть, как домашние кресла.

При перешивке потолка алькантарой возникло немало проблем из-за встроенного в него панорамного люка. Решение нашли очень оригинальное. На потолок установили дополнительные крепежные детали, с помощью которых зафиксировали специально изготовленные пластиковые панели, обшитые алькантарой. Таким образом, потолочная обшивка оказалась собрана из отдельных частей. Между некоторыми из них организовали небольшие проёмчики с подсветкой, из которых с потолка сочится мягкий желтоватый свет. По такому же принципу организовали подсветку и в других частях интерьера.

В качестве отличительного знака и объединяющей детали интерьера выбрали фирменного газовского оленя, его изображение нанесли на элементы декора салона и багажника, где в виде вышивки, где — гравировки или специально изготовленного значка. Олень украсил клаксон руля, верхнюю часть спинок сидений, шторки панорамного люка, фальшпанель в отсеке багажника, защитные грили динамиков.

Эксклюзивная деталь интерьера салона — моторизованный бар очень оригинальной и элегантной конструкции (ну вот, наконец-то). Верхняя крышка его корпуса покрыта шпоном карельской березы. В переднюю панель с часами в декоративной рамке, тоже оформленной шпоном, вставлено стекло. Сквозь него просматриваются два хрустальных стакана и бутылки за ними на подставке с фирменным логотипом ЗиМ. Интерьер бара и циферблат часов подсвечены теплым, несколько приглушенным светом в стиле подсветки салона. При нажатии кнопки бар начинает раскрываться, как цветок лотоса. Застекленная фронтальная панель смещается, откидываясь вниз, а верхняя крышка, напротив, — вверх. Подставка-консоль выдвигается из корпуса, подавая VIP-пассажирам на заднем диване бутылки и стаканы. (Мне Black Label, пожалуйста. Нет, всё, хватит...). Бар трансформируется не спеша, в течение примерно 30 секунд (в машинах такого класса не принято торопиться), как если бы священнодействовал метрдотель в хорошем ресторане или дворецкий в апартаментах.

Панорамный люк они оборудовали электромеханическими шторками собственной разработки и изготовления. При этом предусмотрели блокировку открывания люка при задернутых шторках, чтобы не порвать их набегающим потоком воздуха. Шторками оснастили и все застекленные проемы заднего отсека кузова: дверные, боковые форточки и заднее стекло. Они механические и открываются/закрываются вручную.

Система комфорта в салоне — мерседесовская, доработанная с учетом нового оборудования. Положение руля регулируется под водителя. Моторизованные передние сиденья сохранили свой функционал и управляются с пультов, которые вживили в передние двери. Специалисты центра разработали и изготовили интерфейсы управления люком и его шторками, баром, мультимедийной системой, дополнительным оборудованием. Органы управления разместили на подлокотниках передних и задних дверей. Использовали штатные мерседесовские кнопки, на которые нанесли новые обозначения. На пороги установили накладки из нержавеющей стали с вырезанным в них именем машины. Буквы подсвечиваются снизу при открывании дверей.

Для обеспечения безопасной и комфортной парковки на нижней кромке центральной части заднего бампера смонтировали видеокамеру заднего обзора, сигнал с которой через AV-мастер выводится на экран монитора головного устройства передней зоны.

Машину оснастили внешними и внутрисалонным зеркалами заднего вида, поддерживающими его стиль, которые доставили из США под заказ. Оттуда же — руль с ободом из красного дерева, изготовленный специально для ретро-автомобилей. Фары снабдили биксеноном.

Реинкарнация культового автомобиля потребовала немало времени. Зато сейчас в окружении малолитражек начала XXI века он выглядит так же, как если бы в загон с кроликами забрёл ухоженный олень редкой южной породы.

SUM
Тип системы: мультимедиа
Аудио: 2-полосный фронт (I) + 3-полосный фронт (II) + тыл + центр + сабвуфер
Источники: Pioneer AVH-P7800 DVD BT, DVH-P 580 MP
Мониторы: Pioneer AVD-W1100V
Усилители: Audiosystem Twister F4.380, F2.190
Акустика: Rainbow SLC265, Morel CDM54, AD M35
Сабвуфер: Rainbow Vanadium 10

SQ
В такой машине нужно слушать как минимум Утесова. Можно Шульженко. Тщательно вытерев башмаки (шикарный светлый ковер дисциплинирует), через «неправильные» задние двери входим в зашторенный, уютно подсвеченный салон. Если мы и слукавили, то самую малость. На «вхождение» это все-таки больше похоже, чем на «посадку». С комфортом устраиваемся на уютном заднем диване VIP-зоны. Можно расслабиться и принять вольную позу. Места впереди — немерено. Прямо по курсу — бар, сквозь подсвеченное стекло которого выглядывают хрустальные стаканы. Нет, всё, спасибо... Ставим диск, поехали.
Что сразу же поразило — глубина звуковой сцены, которая занимает все пространство от передней кромки торпедо до спинок передних сидений. Такое ощущение, что сидишь в партере концертного зала перед оркестром. При этом центральный образ воспринимается где-то выше монитора на уровне верха спинок сидений. А ведь вся связка динамиков фронтальной акустики задней зоны размещена довольно низко в дверях. Рискнем предположить, что кроме коррекции в «голове» сцене добавляет глубины и высоты передний фронт, который тянет на себя «звуковое одеяло». По ширине сцена ограничена размерами салона. Тыловая акустика трудится как правильная подзвучка — ее практически не слышно.
При таких габаритах машины сабвуфер не плетется где-то сзади, он находится «в оркестре», впереди нас. Бас мощный, плотный, быстрый и музыкальный. Звучание хорошо сбалансировано в частотном диапазоне. При прослушивании классики рояль свободен: прозрачен наверху, упруг, натурален внизу. Очень хорош динамический диапазон. Тихие звуки звучат явственно, хорошо прорисованы. Большой оркестр — без каши, развернут, убедителен во всех регистрах, а при прослушивании джаза его масштаб сменяется уютом звучания джаз-банды.
При просмотре DVD в зале — окружающий звук с тыловыми каналами и речью, звучащей с экрана.
Пересаживаемся на передние сиденья и сразу оказываемся «за кулисами». Такое ощущение, что с концерта ушли в буфет, хотя бар остался позади, в VIP-зоне. Что ж, как заказывали.


Источник: Журнал «Автозвук»