Автоинсталяция Ваз 2109

Ваз-2109 - Вне стандартов.

ТЕКСТ: АЛЕКСАНДР КИСЛИЦКИЙ; ФОТО: ЕВГЕНИЙ ТОПОРИН.

Читатели нашего журнала знакомы с Евгением Топориным из Рыбинска, двукратным чемпионом России и двукратным вице-чемпионом Европы по качеству звучания автомобильных систем в сезонах 2002-03 годов. Автомобиль "ВАЗ-2109" с уникальной аудиосистемой, которая расположена исключительно в передней части салона, олицетворяет собой авторский подход к построению фронтального звука. При этом следует заметить, что основная сфера деятельности Евгения Топорина - строительство, а в car audio он, по его же словам, вкладывает душу…

Аудиосистема, построенная в автомобиле Евгения, названа уникальной не ради красного словца. По большому счету, каждая соревновательная система уникальна, ибо второй такой просто не существует, однако здесь случай особый. Автомобиль отечественного производителя оснащен аудиосистемой с 2-компонентным фронтом и 10-дюймовым сабвуфером, причем ни один компонент не расположен дальше водительского сиденья. Думаете, это розыгрыш? Отнюдь. И лучшее тому свидетельство - кубки чемпионата России и призовые места в финалах чемпионата Европы.

Как это часто бывает, история началась с литературы. Будучи поклонником высококачественного автомобильного звука, Евгений несколько лет назад начал читать специализированные журналы. Проанализировав множество вариантов построения аудиосистем, описанных в статьях и обсужденных на многочисленных интернет-форумах, Топорин решил идти своим путем и стал воплощать в реальность идею фронтального звука.

Необычность системы заключается в том, что все (!) компоненты расположены в районе торпедо автомобиля "ВАЗ-2109". Таким столь необычным образом Евгений решил доказать, что построение качественной соревновательной системы в салоне отечественного автомобиля возможно и с минимальным применением звукового процессора.

Талантливый любитель из Рыбинска (а Евгений выступает именно в этой категории) пошел не от стандартных схем размещения компонентов аудиосистемы, а от поставленной задачи. Подход, в принципе, далеко не новый, и во многих отраслях он дает отличные результаты. Ход рассуждений довольно прост, но реализация такой простоты стоила дорого.

Звуковая сцена близка к идеальной в том случае, когда все акустические компоненты расположены спереди. Если в задней части салона располагается сабвуфер, то приходится решать вопрос локализации звука. Применение дополнительных устройств усложняет систему, да и натуральность звучания при этом часто снижается. Ничего принципиально нового в этих рассуждениях нет, однако дальше теории никто из признанных авторитетов российского автозвука идти пока не решился. Евгений разместил все акустические компоненты в торпедо, причем сделал это настолько грамотно, что некоторые решения по достоинству оценили не только российские судьи, но и арбитры EMMA.

Думаю, многие удивятся, оценив вариант с размещением в углах торпедо 16-сантиметровых НЧ/СЧ-динамиков. Конечно, это не самое удобное место для установки головок, в отличие, скажем, от передних дверей, зато если динамики все-таки поставить по углам торпедо да еще и в непосредственной близости от высокочастотников, то в результате звуковая сцена будет однородной по высоте. Кстати, эта самая однородность далеко не всегда достигается даже применением дополнительного звукового процессора. Здесь же мы имеем дело с решением проблемы однородности посредством установки компонентов в оптимальное место.

Вторым концептуальным моментом стало использование в оформлении НЧ/СЧ-головок "панели акустического сопротивления" - помимо объема в торпедо, динамики используют еще и объем передних дверей. При этом параметры акустического сопротивления довольно оперативно регулируются.

Идем дальше. Сабвуфер системы - 10 дюймовый "Eton 10-620 HEX" тоже расположен в торпедо. Динамик играет в корпусе объемом порядка 30 л, давая глубокий и оформленный бас.

Но и на этом герой нашего рассказа не остановился. Идея фронтальной системы в автомобиле Евгения доведена практически до абсолюта. Кроме динамиков, он поместил в торпедо два усилителя "Audio Art", работающих в режиме многополосного усиления с высокочастотниками и НЧ/СЧ-динамиками, а также сабвуферный моноблок "Macrom". Там же, в центральной консоли, разместился и 7-полосный 6-канальный параметрический эквалайзер "Xetec ParaQ-7 MK2". Можете себе представить, насколько кардинально надо было переработать торпедо "девятки", чтобы грамотно установить там весь этот car-audio-арсенал!

На соревнованиях автомобиль Топорина вызывал неподдельный интерес и зрителей, и судей, и других участников соревнований. Кстати говоря, самому Евгению больше всего запомнились именно финалы чемпионата Европы, поскольку открытая и дружелюбная атмосфера действительно больше напоминала праздник, а не "битву за очки".

Что же касается самого автомобиля, то Евгений абсолютно уверен в том, что отечественная машина не настолько уж сложна в установке аудиосистем, как порой утверждают. Кстати, его система, при всей внешней сложности, крепится всего на трех (!) точках сварки и демонтируется без особых хлопот. Свою "девятку" Топорин изучил досконально, хотя до сих пор не уверен в том, что достиг максимума. С другой же стороны, продолжать соревноваться именно с этой машиной уже не столь интересно. Может, в новом сезоне нас ждет сюрприз? Как знать, как знать…


Источник: Журнал Car&Music