Автозвук в ЗАЗ-968

ЗАПОРОЖСКАЯ ПУЛЯ

Помните тот старый анекдот, когда запорожец обогнал «Мерседес», а водитель последнего думал, что стоит, и вышел покурить? Эта ситуация когда-то казалась парадоксальной и нелепой, но сегодня это вполне реально. Не верите? Вы просто не знакомы с Артемом Сулоевым и его легендарным «ЗАЗ-968».

«ЗАЗ-968» выпуска 1975 г. был приобретен Артемом и его товарищами в начале 2000 года после почти полутора лет активных поисков. Автомобиль был найден в отличном техническом состоянии с пробегом 40 000 км. По словам Артема, найти такую машину с целым кузовом сегодня практически невозможно. Причем ему нужен был именно тот самый «ушастый» – с хромированными бамперами и окантовками задних крыльев, с круглыми задними фонарями. Словом, тот самый классический «Запорожец»! Его решено было подвергнуть серьезному тюнингу, причем в перечне изменений экстерьера было всего несколько незначительных пунктов. Основную часть работ предстояло провести внутри кузова.

УШАСТЫЙ И БЕЗУМНЫЙ

Стартовал Артем с тюнинга двигателя. Да завершил так, что материала хватит на несколько страниц в специализированном журнале. Поэтому по тюнингу привожу только факты, без детального анализа. Избавление от родного 40-сильного двигателя воздушного охлаждения произошло почти сразу – вместо него был установлен сначала двигатель от «ВАЗ-2103», а затем от «ВАЗ-2121» объемом 1,7 л. В КПП была вживлена «Луазовская» блокировка дифференциала. Недочеты в ходовой части автомобиля ликвидированы следующим образом: установлены новые ступицы, спереди Seat, сзади BMW, дисковые тормоза на все колеса – спереди от «ВАЗ-2108», сзади от «Ауди-80» – и литые 14-дюймовые диски. Короткие и жесткие пружины и новые амортизаторы позволили уменьшить клиренс на 30 мм. Кузов укрепили растяжками, а вживление стабилизаторов поперечной устойчивости спереди и сзади на порядок улучшили управляемость машины. В какой-то момент, осознав, что ходовая часть способна на большее, чем позволяет двигатель, Артем устанавливает 2-литровый, с распределенным впрыском, мотор от Renault-25 мощностью 135 л. с. Вместе с мотором старенький «ЗАЗ» обзавелся 5-ступенчатой КПП, в которой пришлось переворачивать дифференциалы на 180°, что потребовало переварки аргоном и расточки картера. Одного радиатора охлаждения было явно недостаточно, чтобы остудить мощный мотор в «багажнике», поэтому спереди пришлось устанавливать второй радиатор и вживлять в систему электрический насос. Максимальная скорость «ушастого» достигла 210 км/ч, вы можете себе представить? Несмотря на маленький кузов здесь все по взрослому. Но поверьте, за кадром осталось огромное количество мелких усовершенствований – оригинальных инженерных решений, замешанных на грани здравого смысла.

ШИК И БЛЕСК

Досталось и салону! Здесь переделано почти все. Новая приборная панель покрыта шпоном красного дерева. Приборы позаимствованы у «ВАЗ-2106», но белые шкалы – собственного изготовления. Рулевое колесо МОМО и передние сиденья Recaro Артем снял на «разборке» с Peugeot-405. Заднее сиденье – от Audi-80. Кресла, двери, боковые панели и потолок обтянуты велюром, пол – ковровым покрытием. Появились электростеклоподъемники. Грамотная вибро-, и шумоизоляция выполнена материалами STP. Наконец подошли к самому главному для нас – аудиосистеме, построенной, на мой взгляд, очень достойно. Музыкальный CD-ресивер Nakamichi CD-400 возглавляет систему, а 3-полосный фронт и фронтальный сабвуфер играют от 5-канального усилителя. Сначала может возникнуть замешательство, куда в таком маленьком салоне удалось уместить фронтальный сабвуфер? Но если вы вспомните, что спереди у «ЗАЗ-958» расположен удобный багажник, то все встает на свои места. Аудиосистема подбиралась исходя из особенностей автомобиля. Итак, сабвуфер был установлен спереди в багажнике, в оригинальном корпусе. Диффузор дует под ноги передних пассажиров. Из-за этого в багажнике практически не осталось свободного места. Компоновка такова, что аккумулятор, усилитель, конденсатор и дистрибьюторы питания находятся на расстоянии 30 см друг от друга, благодаря этому удалось максимально сократить длину проводов.

ДУША СИСТЕМЫ

Ну что ж, пора – момент истины. Как минимум, завоеванные кубки есть подтверждение хорошего звука. Но со звуками ясно, а как обстоят дела с музыкой? Совершенно убежденно заявляю – у этой аудиосистемы есть душа. И так же, как у всех нас, не без огрехов. Ребята много экспериментируют. Я слушал басовитые, по выражению авторов «трассовые», настройки (напоминаю, знакомились в 11 утра, в день открытия фестиваля «Автоэкзотика»). На мой вкус, несколько не хватало разделения вторых планов и скорости. Хотя басило от души. К соревнованиям ребята однозначно поменяли настройки. Но послушать систему с соревновательными настройками не удалось. До судейства соваться считаю некорректным, а после не вышло. И потому сегодня я не стану в подробностях разбирать характер звучания системы Артема. Поверьте – то, что удалось услышать, очень многообещающе. Звучание достойное! На мой взгляд, этот автомобиль как нельзя лучше отражает нынешнюю доктрину ЕММА-Россия – создание автомобиля, гармоничного снаружи и внутри. Система эволюционирует! Хозяин ищет, стремится к достижению более высокого результата, борется, переживает. Вместе с ним – верные друзья. Как говорит один мой знакомый: «Они больны болезнью, от которой не нужно лечиться». Учитывая историю, можно с большой долей вероятности предположить, что в настоящее время система изменена. Ведь дух поиска, движения вперед, пытливость ума и инженерные таланты Артем и товарищи за это время, я убежден, не утратили. А сила духа позволила им добиться многого. И прозвучавшая фраза «…пассажирам без DVD скучно» говорит сама за себя. И просьба: на «Автоэкзотике» пропустите, пожалуйста, к машине.

ДОСТИЖЕНИЯ

Участник:

«Автоэкзотика» в Москве – 2001 г., 2002 г., 2003 г., 2004г.

«Автоэкзотика» в Минске – 2002 г. и 2003г.

DRIVE-STYLE, Минск – 2003 г.

S-DRIVE, Санкт-Петербург – 2004 г.

Победитель в соревнованиях по автозвуковому спорту:

Минск 2003 г. – 1-е место, любитель до 300 Вт

EMMA-Россия, этап 2004 г., С-Петербург – 3-е место, новичок 1500 евро,

EMMA-Россия, этап 2004 г., Москва – 2-е место, новичок 1500 евро.

Москва, 2005 г., SPL-клуб – 2-е место, SQ 200–400 Вт.

Лучший автомобиль фестиваля Drive Style, Минск 2005 г.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО?

С&M: Зачем все это нужно, ведь за вложенные в «Запорожец» деньги можно было купить неплохую иномарку?

Артем: Это состояние души и попытка выделиться из общего потока автомобилей на дороге, не устанавливая огромные ненужные спойлеры, антенны, кучи разноцветных мигающих лампочек, не обклеивая авто всевозможными наклейками и т. д. Желание действительно грамотным и с технической, и с эстетической точки зрения тюнингом своего железного коня доставить удовольствие и себе, и окружающим.

С&M: Удалось ли добиться того, что хотел, уникальности и дерзости?

Артем: Когда начинал делать этот автомобиль, мечтал выезжать по выходным, погоняться и поглумиться над окружающими, но со временем езда на «Запорожце» со 140-сильным мотором под приятную, хорошую музыку так затянула, что сейчас он стал повседневным автомобилем.

ЦЕНТРОВОЙ

CD-ресивер Nakamichi CD-400 давно полюбился ценителями высококачественного и эмоционального звучания. Здесь этот аппарат чувствует себя королем.

ЯРКИЕ ЭМОЦИИ

Трехкомпонентый фронт основан на динамиках разных фирм. ВЧ-динамики, установленные на стойках лобового стекла, и мидбасы в дверях – из комплекта KICX PRO 6020, среднечастотники в торпедо – Hertz HV70. Все динамики основательно закреплены на точеных из стали подиумах. Мидбасы играют на полный объем двери, а серединки – на объем 0,8 л. Частота разделения мидбаса 70–300 Гц. Середина и ВЧ делятся активным кроссовером усилителя на 350 Гц, затем кроссовером на 3,5 кГц.

ФРОНТАЛЬНЫЙ БАС

В багажнике установлен сабвуфер, диффузор которого «дует» под ноги пассажирам на переднем сиденье. Динамик KICX WP 200 помещен в закрытый корпус объемом 8 л. Сабвуфер играет в полосе частот 20–60 Гц.

УСИЛИТЕЛИ

Все акустические системы питаются от 5-канального усилителя Calcell BST-150.5. Пара каналов раскачивает мидбасы. Причем для ликвидации возникшего резонанса пришлось добавить цепь компенсации, состоящую из катушки и конденсатора. Вторая пара каналов через пассивный кроссовер Hertz W10 питает СЧ- и ВЧ-динамики. Сабвуферный канал усилителя работает с 8-дюймовым динамиком Kicx WP 200.

Головное устройство

Акустические системы

Усилитель и сабвуфер


Источник: Журнал Car&Music