Автозвук в Audi TT

СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК XXI ВЕКА

Помните древнерусские былины про Илью Муромца? Упоминается в былинах и некий соловей – Разбойник. Маленький, злой, который силой свиста сметает все на своем пути. Наш герой тоже маленький и тоже сметает. Но к счастью, он не злой. Таким создали его добрые руки.

Мы уже привыкли к праворульным японским автомобилям, но встретить Audi-TT с правым рулем – такое встречается нечасто. Тем лучше – такой автомобиль будет привлекать внимание, – решили специалисты тюнинг-центра ААС-Tuning, когда получили спорт-купе в подарок от английского производителя автомобильных мультимедийных компонентов – компании Vibe. Причем подарок приехал с уже инсталлированной аудиосистемой, которую установили неизвестные мастера с Туманного Альбиона. При ближайшем рассмотрении, качество этой инсталляции оказалось удручающе низким – динамики установлены без подготовки посадочных мест, качество проводки оставляло желать лучшего, боксы сабвуферов были негерметизированы и т. д. По заверениям мастеров из AAC-Tuning, любая уважающая себя российская инсталляционная студия даст сто очков форы этим англичанам.

ПОСТРОЙКА ВЕКА

Cтроить демокар было решено исходя из собственных представлений о задаче. Для начала мастера определились с концепцией инсталляции. Английская компания развивается в русле американского видения автозвука – чем больше децибел и баса, тем лучше. Но наши люди выбирают более осмысленный путь, четко определяя задачу. Решено было строить громкий демокар, способный показать большое звуковое давление на открытых пространствах при большом скоплении людей. Хоть в поле. Сказано – сделано. Прежде всего, мастера определились с набором компонентов – прежнее головное устройство заменили на Ural ConceRt CCD. Фронтальные и тыловые акустические системы решили организовать в трехкомпонентном варианте с частично многополосным усилением, применив динамики серии SE-K, но со сдвоенными мидбасами. Для самой зрелищной части инсталляции выбрали сабвуферы серии BlackAir??+, причем выступить решили со всеми сабвуферными калибрами сразу: 10, 12 и 15 дюймов. Сабов последнего размера в этой инсталляции две штуки. И это в Audi-TT, чьи габариты всем известны. В инсталляции был применен принцип кабриолета – чем больше число динамиков и их площадь, тем выше уровень звукового давления. Инсталляторы решили выжать максимум из выбранных компонентов.

ВСЕ ПО-НОВОМУ

Как водится, салон и багажник автомобиля разобрали до металла. Все панели кузова, какие было возможно, тщательно вибродемпфировали и шумоизолировали, после чего приступили к техническим изыскам. Нужно отметить, что Ural ConceRt CCD – уникальное с точки зрения возможностей настройки головное устройство. Он очень помог, а иначе говоря, облегчил жизнь инсталляторам. Разумеется, никто не стал выстраивать временные задержки – при данной концепции аудиосистемы это уже излишество. А вот многополосные электронные кроссоверы были использованы по максимуму. Фронтальную часть системы построили на 13-сантиметровых двухкомпонентных АС SE-K 50 и добавили пару мидбасов из комплекта SE-K 60, закрепив всю конструкцию на больших дверях Audi-TT. Тыловые АС в этой системе также присутствуют и представлены в аналогичном фронту составе, но играют они не в салон, а на улицу – через открытую дверь багажника. Рядом с динамиками «открытого тыла» инсталляторы расположили группу сабвуферов, состоящую из двух "пятнашек", а также 12- и 10-дюймовых НЧ-головок. Все усилители, а их здесь 6 штук, мастера спрятали там, где раньше было заднее сиденье.

ИЗБЫТОК ЭНЕРГИИ

Отдельного упоминания заслуживает система энергоснабжения. Задумайтесь, как поступили бы вы с питанием аудиосистемы, учитывая все, о чем я уже рассказал. Напоминаю, задача состояла в том, чтобы обеспечить долговременную, безотказную работу аудиосистемы этого автомобиля на значительной громкости даже в открытом поле. Начну с описания конструкции мидбасов: их сдвоенные головки подключили последовательно, что позволило не только обеспечить усилителям нагрузку 8 Ом и, соответственно, повысить благозвучие АС, но и снизить потребление электроэнергии усилителями. А цифровые моноблоки – одноканальные усилители – не стали переводить в более сложные и энергоемкие режимы нагрузки. Все эти ухищрения позволили удержать энергопотребление на уровне 90 А и сохранить штатный тепловой режим. Я не пересчитывал, но нет оснований сомневаться в словах профессионалов. Это более чем достойный результат! Ко всему прочему, это позволило обойтись штатными генератором и аккумулятором и всего лишь двумя однофарадными конденсаторами РС10 Power Capacitor, установленными перед дистрибуторами питания. Силовые кабели и провода для подключения акустических систем тоже были выбраны фирменные. Фронтальные подиумы и багажные конструкции инсталляции были изготовлены из MDF, а салон полностью перешит кожей и алькантарой. Поправили дизайн: знаменитые блестящие кольца Audi TT на черном торпедо стали гармонировать с дизайном динамиков. Из необязательного установили подсветку днища.

ГРОМОВЕРЖЕЦ

Обычно прослушивание проходит в боксе, с подключенным источником питания. Но на этот раз вышло иначе. Я натолкнулся на этот автомобиль на выставке «Автоэкзотика 2006», хотя чуть не прошел мимо – аудиосистема играла на умеренной громкости, а толпа вокруг машины была плотной. Чтобы испытать звучание демокара, мы попросили толпу расступиться во избежание несчастных случаев, но получили в ответ поток насмешек и восклицаний. Словами что-то доказывать толпе было бесполезно, поэтому ответом автомобиля стал мощнейший звуковой поток. Признаться, я такого не ожидал. Мне также понравилось, что это был не просто рев, а очень громкая музыка – электронные ритмы. А когда я знаками стал показывать хозяевам, что неплохо бы поберечь систему, они меня успокоили, показав знаками, мол, все в порядке. В результате все закончилось благополучно. Пострадавших не было. Разве что, пострадал сам автомобиль: два длинных семпла измотали его штатный аккумулятор. Насколько мне известно, сегодня уже решено ставить в инсталляцию специализированный – гелевый.

Браво! Наши «умыли» островитян!

ГЛАВНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

Источником аудиосигнала стал многофункциональный CD-ресивер Ural ConceRt CDD, который занял свое подобающее место в центральной консоли. Хотя возможности поканального выставления временных задержек здесь не использованы, кроссовер задействован по полной программе.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ЗАЛП

В дверях установлены компонентные АС 13 см Vibe SE-K 50, которые работают через пассивный кроссовер. К ним добавлено по паре мидбасов из комплекта SE-K 60 на каждую сторону. Динамики работают на объем двери, который был тщательно подготовлен вибродемпфирующими и шумоизолирующими материалами. «Тринашки» играют в полосе от 300 Гц и выше, а мидбасы – в диапазоне 90–350 Гц. Достаточно высокий (90 Гц) уровень подреза частотной полосы мидбасов объясняется необходимостью безрезонансной работы на большой громкости в одном объеме с СЧ-динамиками.

ОТКРЫТАЯ АТАКА

Созданием дискотеки на открытом пространстве занимается комплект динамиков, установленный на месте багажника и заднего сиденья. Аналогичный фронтальному, комплект акустических систем из 13- и 16-см динамиков установлен по флангам. В центре «поля» хозяйничает четверка сабвуферов Vibe BlackAirII+, в числе которых две «пятнашки», а также головки типоразмеров 12 и 10 дюймов. «Десятка» и «двенашка» установлены в закрытых объемах 25 и 35 литров соответственно. Два 15-дюймовых саба для повышения отдачи помещены в фазоинвертерные корпуса объемом в 55 литров с родными хромированными портами Vibe Alloy СТС Turboport.

СИЛА ДУХА

Для раскачки фронтальных АС предназначены два двухканальника Vibe BlackBox 2. Один из них работает на комплект АС Vibe SE-K 50, а второй «озвучивает» сдвоенные мидбасы Vibe SE-K 60. За тыловые динамики отвечает четырехканальный усилитель Vibe BlackBox 3. 10- и 12-дюймовые НЧ-головки «качает» аналогичный четырехканальник, который работает в мостовом режиме. А вот для каждого 15-дюймового саба применили специализированные моноблоки серии MonoBox ?V, отдающие 500 Вт на нагрузку в 4 Ом (хотя допустимая, паспортная, нагрузка – 1 Ом при мощности 1400 Вт). Усилители смонтировали вертикально на конструкции, размещенной со стороны салона, что позволило сохранить легкий доступ к настройкам. Причем схема питания организована так, чтобы можно было оперативно отключать и возвращать к работе любой из усилителей. Специально для этих целей в бардачке установили блок высококачественных выключателей со светодиодной подсветкой. Это позволяет сохранить гибкость настройки и управления. Там же установлены и регуляторы баса.

АНГЛИЯ ЗАВИДУЕТ

Со дня принятия решения о постройке демокара до дня отъезда автомобиля (кстати, своим ходом) в Киев на выставку прошло всего лишь две недели. Нашим островным друзьям такое и не снилось.

ГЛАВНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

ФРОНТАЛЬНЫЙ ЗАЛП

ОТКРЫТАЯ АТАКА

СИЛА ДУХА

АНГЛИЯ ЗАВИДУЕТ


Источник: Журнал Car&Music