Аудиоинсталяция на Subaru Legacy Outback

СТУДИЯ CUSTOM’S CLUB г. С-Петербург

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Андрей ИВАНОВ

текст Андрей ИВАНОВ-ПИТЕРСКИЙ

ОДИН ЗА ВСЕХ

Эту рубрику я читаю постоянно, помню даже, когда она называлась не «Системы», а «Две системы», тогда в журнале помещалось только две. И всё же на моей памяти не было такого, чтобы руководитель студии, заказчик системы и автор публикации о ней были одним и тем же человеком. Так что сегодня я один за всех...

Кстати, про «две системы»: первая из двух очень важных для меня появилась на страницах этого журнала шесть лет (или 73 номера) назад. С этой, второй, специально целился в сотый номер «А3», и, раз вы это читаете, не промахнулся...

И та, первая («Десять звёздочек», «А3» № 2/2001), и эта мне очень дороги. Legacy на «Пирлесах», «Вифах» и «Стеге» стала для меня поворотным пунктом на профессиональном пути, которому я верен и сейчас. Как верен и марке автомобиля, знаете такой принцип: «Как человек шнурки на ботинках завязывает, так и всё остальное в жизни делает»? Я как бы шнурки ни завязывал, всё одно выходит Subaru...

Получалось, конечно, не сразу. Первый опыт того, что теперь назвали бы внешним тюнингом, пришёл ко мне в двухлетнем возрасте, тогда меня, очень ещё, как понимаете, некрупного, потеряли на даче родители, долго искали и нашли за 21-й «Волгой» деда — стоял рядом и старательно вылизывал бампер. Потом много чего было, в рамках уже взятого профессионального курса: в первом собственном автомобиле, «Фольксвагене Транспортере» 1985 года, полностью переоборудовал салон, установив спереди сидения от «СААБа», изготовил новую центральную консоль, массу приспособлений для путешествий и (впервые в жизни) — музыку на компонентах Pioneer с оригинальными сабвуферами под задним сиденьем.

Затем (вернее — параллельно) появилась «экспортная девятка» — там был очень выдержанный и элегантный проект, и по внешнему стайлингу машины, и по аккуратному тюнингу салона: перетяжка сидений, вставки в двери и шумоизоляция, и уже вторая самостоятельно собранная музыка.

Потом, в 1999-м, появился автомобиль, предопределивший всю дальнейшую жизнь — Subaru Legacy 1991 г. выпуска, красивого вишнёвого цвета, с пневматической подвеской — это машина была предтечей родившегося в 1997-м класса универсалов повышенной проходимости в лице первого поколения Subaru Outback. Она же «инфицировала» меня страстью и уважением к «Субару» любой модели и возраста.

Система в вишнёвой Subaru была очень серьёзной: трёхполосный фронт, сабвуфер Peerless, усилитель Steg и потрясающе «певучая» «голова» Nakamichi 45z. Эта машина привезла первое в истории Питера «золото» с соревнований по автозвуку на московском автофестивале «Экзотика». С того момента хобби стало работой, причём любимой. Было так: победа на «Экзотике» побудила провести первый в Питере музыкальный автофестиваль «Саунд Драйв», через год после него поступило приглашение возглавить «Авто Аудио Мастер», затем — командное звание чемпионов Европы с «неформатной» «Ауди-ТТ», во многом предопределившей появление во всей Европе класса беспроцессорных систем «Pure passive». Спираль закручивалась всё туже: у коронованной «Ауди-ТТ» состоялось знакомство с Игорем Кононенко, и двухлетняя работа над его Porsche Reptile, двукратный европейский триумф и приз «Best of Sound in Europe» в 2005-м, тогда же — создание совместно с Игорем принципиально новой структуры Custom’s Club с прицелом на далёкое будущее. При этом в нашей семье прочно поселились и проживали разные «Субару» — и «Форестер», и «Аутбэк» предыдущей модели.

Этот автомобиль появился в контексте расставания в 2002 году с той первой Subaru. Была мечта именно о новом трёхлитровом Legacy Outback, причём хотелось заказать машину обязательно чёрного цвета — среди скудного и сомнительного выбора цветов у Subaru именно чёрная выглядит как абсолютно другая модель, которой, к слову сказать, и является. Машина специально была заказана с редким для России кремовым салоном и навигацией. И то и другое — уже с прицелом на будущий проект.

Дизайн машины я (пусть и рискуя быть обвинённым в предвзятости) считаю абсолютно самодостаточным и не требующим вмешательства, косвенно моё мнение подтверждается практически отсутствием радикальных проектов по изменению внешности Outback даже в Японии, где автомобиль очень популярен. Тем не менее были установлены комплект новых черно-серебристых дисков AEZ коллекции 2006 года и резина чуть больше штатного размера — 225/55 R17 от Audi Allroad, сейчас модны диски на тонких «спицах» в двухцветном варианте. Ещё — небольшой спойлер на капот из заводской программы тюнинга, а резиновые накладки на бампер лишь слегка подчёркивают точёный силуэт авто. Лишний раз убеждаюсь: диски и резина определяют всё, на машину постоянно оглядываются и даже фотографируют в пробках, почему-то особенно часто — при поездках в Финляндию.

Кузов подвергнут шумоизоляции по самой радикальной программе, после «прокатки» вибропоглощающим материалом поверх него уложены ещё специальные изолирующие маты из металла и резины. Технологические отверстия в дверях зашиты специальными лючками из алюминия — двери теперь практически герметичны и создают идеальные условия для работы акустики.

Теперь — собственно звук. Как это ни удивительно, головное устройство формально оставлено штатное. По факту же это, во-первых, Kenwood, а не Subaru, а во-вторых, штатное устройство претерпело довольно мощное вмешательство извне: выведены линейные выходы, а микросхемы ЦАП заменены приборами Burr-Brown. Превратить Kenwood в крутой хай-энд этими мерами не удалось, звук мог бы быть намного ярче при установке головного устройства более высокого класса, но от штатного варианта качество звучания ушло далеко вперёд, к тому же в порядке спортивного интереса стояла задача достичь максимального результата именно со штатным ГУ путём его модернизации. Считаем, что результат более чем адекватен вложениям и трудоёмкости работ.

Дополнительным источником сигнала служит незаменимый для современного человека iPod, он интегрирован в систему с помощью адаптера Harman/Kardon. Экран установлен в плафоне освещения салона в крыше, джойстик управления — у рычага КПП. И ещё один источник — «низкопрофильный» DVD-проигрыватель Prology, его поселили в перчаточном ящике рядом с блоком навигации, подключили к штатному экрану и «голове» с помощью специально для этого разработанного блока сопряжения.

Дальше по тракту особых компромиссов не допускалось. По опыту студии отменно себя зарекомендовала связка итальянских усилителей Sinfoni со своими земляками и родственниками — акустикой AD, дополненная технически совершенными, педантичными и честными немецкими динамиками Rainbow.

ВЧ-головки из серии Rainbow Рrofi установлены в стойках с тщательно подобранными углами, стойки по итогам процесса перетянуты кремовой алькантарой. CЧ-динамики в торпедо — AD Neo, для их монтажа были доработаны боковые воздуховоды, с сохранением их работоспособности. Тщательно выверены и сведены углы и места установки твитеров и «серединок» — ведь именно это в первую очередь влияет на сведение сцены и расположение звуковых образов. Что особенно важно, учитывая концепцию беспроцессорной системы, в которой без помощи временных задержек удалось получить сцену на уровне глаз слушателей, глубокую, с шириной во весь салон, где все звуковые образы пропорциональны и реалистичны, — всё это при отсутствии инструментов настройки у «головы».

Есть у этой системы свой секрет: он заключён в особенности среднечастотных динамиков AD, отвечающих за основной объём музыкальной информации. Создатели этих излучателей специально боролись с 3-й гармоникой искажений, именно её наличие приводит к утомляемости при длительном прослушивании. Лишённая этой гармоники музыка не напрягает вообще: в дальней дороге её можно слушать на большой громкости без усталости часами.

Низкочастотные головки Rainbow Profi Vanadium в передних дверях, помимо идеального немецкого качества исполнения и долговечности, имеют прекрасный динамический диапазон и легко добираются до самых низов (вплоть до 40 Гц) без слышимых искажений. Сабвуфер практически лишь помогает сыграть самые нижние регистры. В этой роли использован 10-дюймовый Profi-Vanadium, он быстр и чёток, при этом отыгрывает нижний диапазон без искажений, это особенно хорошо слышно на быстрой бас-гитаре Маркуса Миллера или звучании нижних регистров старого «Хаммонда» Рика Вэйкмана. Сабвуфер установлен в корпус сложной формы объёмом 25 л, изготовленный из композитов по форме правого заднего крыла. Корпус декорирован кожухом, перетянутым кожей, и защищён «заказным» грилем из нержавеющей стали. Саб вообще не выступает за колёсную арку в объём багажника, нередко используемого довольно интенсивно.

Усилителей в системе два, одинаковых, вернее — одинаково великолепных, это ставшие легендарными четырёхканальные Sinfoni Amplitude. Один из них работает полностью на фронт: два канала на НЧ-головки в дверях, два других — на СЧ/ВЧ-звено, излучатели которого включены через доработанный пассивный кроссовер Rainbow Vanadium. Установлены оба усилителя в стальной раме над задним мостом, под крышкой со стеклом и подсветкой. Когда задние сиденья сложены, они образуют ровную площадку с корпусами усилителей. Дополнительное охлаждение усилителей не делалось: по нашему опыту, они практически никогда не перегреваются — достаточно рассеивания тепла через металлическую раму.

Коаксиальные динамики в задних дверях используются, если сзади есть пассажиры, а в пути смотрим кино. Настройка системы начиналась с интенсивного, принудительного «прогрева» в течение примерно 50 часов. Когда усилители прогрелись, а акустика приработалась, начался подбор настроек кроссоверов и уровней сигналов усилителей. Окончательные параметры настройки таковы: «серединки» AD играют в диапазоне 600 — 4500 Гц, полоса мидбасов Rainbow — 60 — 520 Гц, способность этих головок так низко играть — большое преимущество: практически весь басовый регистр воспроизводится фронтальной акустикой, саб — только в помощь, для самых низких звуков. Правда, столь низкая частота среза мидбасов требует очень тщательной подготовки их акустического оформления — дверей по виброизоляции и герметичности. Сабвуфер работает в диапазоне 0 — 65 Гц.

Важным разделом этой работы стала отделка салона. Качество штатной кожи в Subaru, как почти во всех «японцах», весьма среднее, хотелось раскрыть красоту линий интерьера, для этого все кресла и подголовники были заново перетянуты качественной немецкой кожей, сделаны вставки из аналогичной по цвету алькантары, как перфорированной, так и сплошной, завершающим штрихом стала двойная отстрочка из тёмно-золотистой нити.

Вставки «под дерево» в центральной консоли и дверях теперь декорированы натуральным чёрным карбоном. Теперь салон выглядит очень динамично, современно, радостно даже в пасмурный день. Вообще, не бойтесь заказывать машину со светлым салоном или применять светлые сорта кожи при перетяжке. При нормальном уходе за ними светлые тона всегда останутся чистыми, зато будут радовать вас в нашем хмуром климате.

Для задних пассажиров при перетяжке салона был установлен подогрев сидений, а ради удобства входа и выхода из машины ночью сделана подсветка в ноги водителя и пассажиров, дополнительные плафоны освещения в низу дверей.

Завершённым окончательно проект я пока не считаю: есть намерение поставить ТВ-тюнер, иной раз в наших глухих пробках можно и новости посмотреть, а раз так — надо и мониторы в подголовники для своих домашних. И, разумеется, что-то надо делать с источником: звучание модифицированной штатной «головы» всё же не устраивает, я провёл этот эксперимент и понял возможности такого тюнинга. Они есть, но не безграничны. К счастью, сегодня имеется прекрасный инструмент для «неформатных» решений и любителей стокового стиля — Alpine Vehicle Hub. Хотя... сейчас зреет уже совсем другой проект. Его жертвой хотелось бы видеть Subaru Tribeca. Очень интересная машина, но её комплектация — сплошное недоразумение, возможно, на этот раз понадобится всерьёз переосмыслить и дополнить творчество и дизайнеров, и инженеров Subaru. Придётся нашей студии выступить одной за всех...

Оценить качество звучания системы взялся судья ЕММА международной категории Валерий Селищев:

При выступлении на соревнованиях судьи наиболее высокими оценками отметили звучание средних частот, мужского и женского вокала. К тональному балансу была высказана претензия: «На отдельных фрагментах контрабас преобладает над чуть проваленным по уровню средним басом», а в построении сцены отмечена небольшая потеря высоты слева. В целом же надо сказать: система получилась настолько хорошей по сцене, динамике и спектральному балансу, насколько это возможно без процессора и при серьёзно доработанном, но всё же штатном ГУ. В общем, звук очень живой и натуральный, итальянские среднечастотные динамики добавляют красок педантичным НЧ и ВЧ-излучателям Rainbow.

AD-Neo выразительно и натурально отыгрывают основные средние частоты, где самый большой объём музыкальной информации, при этом могут высоко «забираться вверх» и работать вместе с твитерами. Этим динамикам свойственна яркость и прозрачность звучания без ненужной его окраски.

Надо отметить, однако, что именно «голова» остаётся самым слабым элементом, лишний раз подтверждая первое правило High End: «Звучание системы определяется его самым слабым звеном».

SUM

Тип системы: аудио

Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер

Источники: Subaru/Kenwood OEM, Apple iPod, Prology DVD500HD

Усилители: Sinfoni Amplitude 50.4x

Акустика: Rainbow Profi Vanadium, SL 165, AD M35Neo

Сабвуфер: Rainbow SW250 Vanadium

Сознательно заказанный кремовый салон был переделан в новых, качественных материалах

ВЧ-головки пришли в систему вместе с мидбасами Rainbow

Для размещения СЧ-излучателей в тщательно выбранной точке на торпедо пришлось потеснить воздуховоды, не лишая их функционального назначения

<Деревянные вставки заменены карбоном, что в корне изменило «настроение» в салоне/p>

В системе используются штатная «голова» (правда, модифицированная) и штатный монитор (правда, через разработанный с нуля адаптер)

Для управления iPod использован джойстик Harman/Kardon

Основной блок адаптера iPod с экраном установлен под потолком, в плафоне освещения салона

Из всех цветов спектра для нас важнейшим является...

В бардачке, рядом с блоком навигации, места осталось лишь под низкопрофильный DVD-проигрыватель

Для создания мидбасам Rainbow идеальных условий работы двери были полностью герметизированы

Усилители стоят так, что при сложенном заднем сиденье получается ровный пол. Гриль на сабвуфере-«стелсе» — авторская работа дизайнера проекта

Стекло с подсвеченной гравировкой говорит, где сделана машина...

... а то, что под стеклом — как сделана. На мой взгляд, у Sinfoni Amplitude сегодня конкурентов или мало, или вовсе нет


Источник: Журнал «Автозвук»