Звуковая сцена MITSUBISHI PADJERO II

СТУДИЯ «АНГАР 13»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА ПАВЕЛ НАЗАРОВ

СТОЯНКА У ИНСТИТУТА

Не дай вам бог оказаться на улице Лобачевского (между проспектом Вернадского и Мичуринским) часа эдак в два пополудни. Застрянете там намертво.

Там в это время суток возникает чудовищная толкучка, а всё потому, что заканчивают очередной поход за знаниями студенты одного из московских вузов. МГИМО называется, слышали, может быть. В поход за знаниями в этот институт детей обычно снаряжают так: отличника — в «БМВ-семёрку», на хвост ему — «Гелендваген» с мордоворотами, и когда прозвенит звонок с последней пары, все эти тонны металла приходят в довольно беспорядочное движение, напрочь парализуя движение обыкновенное, дорожное. По-любому лучше по Удальцова объехать.

Привычно объезжая (или проклиная себя, если забыл загодя свернуть), размышлял, бывало: неужто вскоре, получив заветный диплом, эти ребята радостно отправятся занимать вакансии четвёртых атташе при посольстве РФ в Габоне? С годовым окладом ровно в один комплект зимней резины на то, что их подвозило к студенческой скамье? Да наверняка, как же иначе...

Призываю ли я, чтобы студенты ведущего международного вуза страны непременно ездили на учёбу в метрополитене имени Ленина? Вовсе нет, даже напротив, на мой консервативный взгляд, чувство стиля и комфорта — такой же профессиональный навык будущего дипломата или там экономического советника, как два иностранных языка и основы протокола. Ломоносовы есть и будут всегда, но всегда же останутся эксклюзивом, в массовом порядке студент МГИМО в кирзачах так же неуместен, как его сверстник, пришедший на занятия в Строгановское училище в двубортном костюме. Должна и тут быть золотая середина. Семья студента МГИМО, причастного к герою нашей истории (настоящий герой всё же машина, а не студент, таков формат рубрики) в эту середину попала или по жизни, или по сознательному намерению.

Автомобиль, который был подарен студенту в ознаменование успешной учёбы в знаменитом вузе, равноудалён и от панковки, и от пальцовки. Короткобазный Pajero II, уже проживший на этом свете лет восемь, а то и девять, это и практично, и довольно эффектно (благодаря радикальному алому окрасу), и без общественного вызова.

Однако молодость есть молодость, машина в эту пору жизни не может оставаться лишь средством передвижения за знаниями и обратно. Что-то должно было произойти с автомобилем, что заставило бы сокурсников оставить охрану скучать в «геликах» и собраться вокруг скромного, казалось бы, джипа. Так, во всяком случае, поначалу ставил задачу сам владелец Pajero, об ином пока не помышляя. Но, как и водится в студенческие годы, поездка в установочную студию стала новым походом за знаниями.

Прибыв в студию «Ангар 13», студент прямо и откровенно объяснил, что ему нужно: чтобы все обторчались. Но по ходу строительства системы и последующих её переделок требования качественно менялись, аккуратно в такт с новоприобретёнными знаниями.

Желая поначалу производить впечатление главным образом количеством звука в машине, студент попросил смонтировать самый убойный фронт, а «на сабвуфер» заказал две «двенашки». Это, по тогдашним представлениям заказчика, должно было гарантировать необходимый эффект. Павел Назаров, взявший на себя ответственность за проект, оказался на поверку не только мастером практических дел, но и неплохим преподавателем музыкальной грамоты. По поводу фронта он согласился: хотим убойный — будет убойный. Но для уточнения формата провёл заказчика по нескольким машинам, показывая, как будет формироваться звуковая сцена и как сложится тональный баланс с тем или иным сочетанием излучателей фронтальной акустики. Краткое содержание курса: с восьмидюймовыми мидбасами звуковое давление будет мама не горюй, но в силу ограниченных возможностей таких головок на верхней середине они не дотянут до нижней граничной частоты пищалок, тональный баланс станет колченогим, а звуковая сцена — никакой. Что такое звуковая сцена, заказчик до начала проекта представлял себе неважно, а к его окончанию легко мог бы сдать зачёт по курсу. Решение по фронту было единственно возможным: делать трёхполоску. Собственно, именно для таких ситуаций и предназначался выбранный комплект DLS Iridium 8.3. Для чего он едва ли предназначался — для установки именно в эту машину.

Типовых схем установки трёхполосной акустики с купольной серединой, в принципе, две: в обеих басовики и пищалки остаются на своих местах в дверях и стойках соответственно, а серединки либо пристраиваются под бок к пищалкам, либо распластываются на приборной панели, начиная работать на отражении от лобового стекла. В данном случае не срабатывала ни одна из типовых схем: у «паджериков» этого поколения лобовое стекло расположено очень близко и стоит очень круто, как среднечастотники ни прилаживали, они оказывались не на месте, шла сильная привязка к ближнему динамику. Тогда отошли от стереотипа, когда среднечастотник располагают возможно ближе к пищалке, и сделали наоборот: купольники стоят вплотную к басовым головкам в дверях.

Обиталищем НЧ и СЧ-головок в дверях стали «двухместные» подиумы, интегрированные с карманами дверей, всё в коже, разумеется, и это явилось отправной точкой для тотального рестайлинга салона, который теперь не узнать: «родной» удивительным образом не подходил к машине ни по цвету, ни по стилю — обивка сидений из помеси велюра с вельветом труднообъяснимого цвета, всё, что может быть пластиковым — пластиковое, причём самым очевидным образом. Чтобы не скатываться в оформительский (и ценовой) экстремизм, кожу нового дизайна салона подобрали под «родной» пластик, там, где он оставался на виду, а алькантару — под цвет кузова. Салон, что называется, заиграл. Теперь пора было возвращаться к аудиосистеме, чтобы заиграла и она.

Головное устройство прибыло вместе с машиной, это оказался ресивер Alpine 9851, довольно скромный по средствам управления звуком, что и определило беспроцессорную концепцию системы. От первоначальной идеи забить невеликий багажник машины усилителями и сабвуферами (помните исходную идею про две «двенашки»?) будущего дипломата путём переговоров убедили отказаться в обмен на международные гарантии по двум пунктам: один усилитель обеспечит систему всей требуемой мощностью, а один умело выбранный 10-дюймовый сабвуфер — всем требуемым басом.

Давая вторую гарантию, Назаров опирался на разведданные, дипломату пока не известные: короткий салон трёхдверного джипа создавал предпосылки получить изрядный бас от относительно скромного агрегата. Другие разведданные, а вернее — предшествующий опыт, подсказывали и модель сабвуфера: 10-дюймовый JL Audio. По мнению Павла, это одна из тех «десяток», которая запросто переигрывает многие «двенашки».

Усилителем в самом деле обошлись одним. Большим, что и говорить, он так и называется — Big Five, но — одним. Он вместе с буферной ёмкостью улёгся вдоль спинки заднего сиденья, справа — наклонный фасад сабвуферного короба (ЗЯ объёмом 22 л), слева, для завершённости дизайна и практического удобства, построили нечто вроде бардачка для путевых принадлежностей, симметричного сабвуферу.

Из материалов для строительства конструкций аудионазначения руководитель «Ангара 13» выше прочих ставит фанеру, он — один из соавторов моды писать это слово с большой буквы. В данном случае материал был оптимален для соблюдения стилистического единства с машиной: в рубленых формах Pajero II стеклопластиковые кривые смотрелись бы неуместно.

Пять каналов усиления при трёхполосном фронте, подкреплённом сабвуфером, предопределили схему включения акустики, здесь реализован 2,5-полосный вариант с использованием штатных кроссоверов, они у Iridium 8.3 оформлены в виде двух блоков на канал. Басовики в результате подключены к своим каналам, СЧ и ВЧ — к своим через пассивные цепи, пятый канал, разумеется, достался сабвуферу.

Настройка системы выполнена так: всё деление полос возложено на усилитель, возможности «головы» в данном случае этого не позволяли. Саб работает до 75 Гц, басовые головки фронта снизу ничем не ограничены, для того они и «восьмёрки», чтобы понизу играть докуда могут. Наверху басовики доигрывают до 1 кГц, выше-то им лучше не залезать, там вступает пара купольников, деление сигнала между ними и пищалками — забота штатных пассивных фильтров.

Павел Назаров — человек опытный. Провожая заказчика с завершённой установкой аудиосистемы, он знал: новая встреча произойдёт очень скоро. Так и случилось (и не один раз). Обновлённый и заигравший во всех смыслах Pajero настоятельно просил у владельца новых радостей автомобильной жизни. Так в машине появился комплект громкой связи Parrot 3200 с полнофункциональным дисплеем, куда можно закачивать фотографии звонящих, серьёзная охранная система с запуском двигателя по телефону (из аудитории), подсветка в ногах у обитателей машины и у машины как таковой, у неё, правда, не ноги, а колёса. Был разработан авторский третий стоп-сигнал во всю ширину задней двери, был поставлен «правильный», как выражается Павел Назаров, биксенон. «Правильный» — это сочетание в одной лампе ксеноновой ближнего света и галогенной — дальнего, в отличие от конструкций с соленоидами, заслонками и прочим здесь идеально сохраняется фокусировка и возможность «подмигивания» дальним светом.

В какой-то момент студент привёз комплект видеокомпонентов, так что, помимо собственно музыки, появилась возможность просмотра DVD и телеканалов по эфиру (антенны стоят на крыше и в заднем бампере). Да много ещё чего оказалось в машине по мере визитов в «Ангар 13», но что касается звука, это реально впечатлило учащуюся молодёжь из именитого московского вуза. Продвинутые в автозвуке представители студенчества не верили, что в багажнике всего одна «десятка», искали или подвох, или скрытую «двенаху». И вообще, если не послушаетесь совета и двинетесь по Лобачевского во время разъезда учащихся, легко можете увидеть такую картину: кавалькады, приехавшие за студентами-максималистами, стоят на месте, а их пассажиры ждут очереди послушать «Паджерика». Только благодаря этому вы и не стоите сейчас в пробке...

Звук в машине намеренно и явно выведен на водителя. Солистка Magic Pump (вы помните, с этого начинается «АудиоДоктор») встала чуть правее оси водительского кресла, но хорошо прописанные на этой дорожке отзвуки, типа эхо, уходят далеко вправо, сцена не схлопывается вокруг собственного центра. Высотой звуковая сцена не поражает, но при таком расположении головок, надо признать, выглядит очень достойно. Семь барабанов закономерно расположились неравномерно, четвёртый — там же, где была барышня из Magic Pump, но все семь читаются раздельно, без слипания. Во время соло на ударных (трек 11) тарелки порой как бы выпрыгивают на слушателя, возникновение близкого звукового плана — особенность этой системы, но она только подчёркивает, что есть и более удалённые планы. Мужской блюзовый вокал оказался сфокусирован не так чётко, как женский, возможно, как раз из-за низкого расположения головок в дверях и высокой частоты раздела НЧ/СЧ. На экстремальных басовых партиях локализацию баса услышать можно, но не катастрофическим образом. Образовательная программа Павла Назарова принесла плоды: система, изначально задуманная как средство потрясения умов и барабанных перепонок, оказалась интеллигентной, с хорошей детальностью, так, в звук разбиваемой лампочки с «Focal Tools» было ясно слышно, как напоследок качается один из крупных осколков. Это не всякая система показывает.

А красивая получилась АЧХ, надо сказать, это притом что ничем её не правили (да и нечем править, собственно). Единственный существенный огрех — провал на 200 Гц, чёрт знает откуда взявшийся. В отношении сабвуфера автор проекта оказался более чем прав: JL Audio отыграл на пять с плюсом. Очень грамотно реализовалась частотная характеристика во всём средне- и верхнечастотном диапазонах, даже привычный спад на самом верху выражен довольно слабо. В общем — не только слышно, но и видно, как далеко система ушла от своего первоначального назначения.

Под сиденьем спряталась PlayStation2 с питанием от преобразователя на 220 В

В центре композиции — звуковой источник Alpine, выше — видеоцентр Prology, ниже — центр связи Parrot. Тумблерами включаются многочисленные подсветки

Кожа в новом оформлении салона подогнана под штатный пластик, алькантара — под цвет кузова

Компоновка фронтальной трёхполоски по необходимости стала нестандартной: НЧ и СЧ вместе, ВЧ — отдельно

Внутри подлокотника временно прописаны пульты, а постоянно — ДУ усилением басового канала и блок управления светотехникой

Две ТВ-антенны спрятаны в бампере, две — выставлены напоказ на крыше

Теперь здесь, действительно, от «Ангара» больше, чем от Mitsubishi

Сабвуфер справа и хранилище принадлежностей слева обусловили симметричный дизайн багажного отделения

Штатный бардачок в пятой двери остался нетронутым

Усилитель, как и обещали — один, но большой. Сабвуфер — тоже один, но небольшой...

SUM

Тип системы: аудио

Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер

Источники: Alpine CDA-9851R, Prology HDD700

Усилитель: DLS A7 «Big Five»

Акустика: DLS Iridium 8.3

Сабвуфер: JL Audio 10W6D2


Источник: Журнал «Автозвук»