Аудиоинсталяция на Toyota Corolla

Новый Пигмалион

Toyota Corolla, cтудия «Авто-Тайм», руководители проекта Феликс СКАКУН и Сергей СОТСКОВ

Рубрику ведёт Сергей ГАВРИЛЮК

«Звук должен не просто радовать, а выбивать эмоции». Не ищите этой максимы в интервью Питера Квортрупа или Марка Левинсона. Такова позиция Сергея Сотскова, с которой он подходит к аудиосистеме в своей машине. Утверждение проверено практикой: с предыдущей машиной (Toyota Avensis, «АЗ» №12/2002) Сергей стал чемпионом России, бронзовым призёром Чемпионата Европы в Катовице, почти бессменным победителем и обладателем наивысшего персонального рейтинга на соревнованиях ЛАС.

МАШИНА СТАЛА ДРУГОЙ. Полностью сменились компоненты в системе образца 2005 года. Avensis инсталлировалась в соавторстве с «Блюзмобилем», Corolla - с «Авто-Таймом». Исход дела - очень схожий. Первый же год участия в соревнованиях ЛАС с новой машиной принёс изрядный улов: за шесть этапов - десять кубков, из которых часть - за первые места в классе «201 - 300 Вт», часть - за абсолютное превосходство в качестве звучания Best of Sound.

Что было общим у прошлой и нынешней машины? Хозяин и соавтор аудиосистемы, чью ведущую роль в обоих проектах признают и Вадим «Блюзмобиль» Джалалов, и Феликс «Авто-Тайм» Скакун.

Способность пробуждать эмоции в человеке присуща, вообще говоря, предметам одушевлённым. Остаётся признать, что Сергей обладает каким-то секретом вдыхания жизни в металл, медь и пластик аудиокомпонентов. Аналогичные опыты производил специалист по тюнингу по имени Пигмалион, только за отсутствием в античные времена алюминия, пластика и автомобилей работал с мрамором и образом женского тела.

Вдохнуть жизнь в «Короллу» едва ли проще, чем в Галатею. Сергей собирал компоненты для своей минималистской беспроцессорной системы не месяц и не три, а целых два года. Поэтому случайности при выборе всех элементов тракта, их производителей и даже года выпуска были абсолютно исключены. Как водится в наших обзорах, начнём с источника сигнала, с которого и спрос всегда особый, ибо сказано: garbage in - garbage out, что в переводе отродясь не нуждалось. Во главе системы встал CD-ресивер Denon DCT-Z1 с феерическим 24-разрядным цифро-аналоговым преобразователем. Существование в природе «голов», которые играют определённо лучше, чем этот «Денон», мы склонны подвергать большому сомнению. Соперники - есть, довольно серьёзные, так сказать, «в уровень», но чтобы с устойчивым перевесом - это ещё надо крепко доказать...

Масштабы территорий, на которых проводятся этапы автозвуковых соревнований, подразумевают довольно продолжительные поездки по дорогам общего пользования, поэтому возможности CD-ресивера подкреплены магазином чейнджера DCH-470 одноимённого (естественно) производителя. Его можно подключить к «голове» как по цифре, так и по аналогу, и соавторы системы, разумеется, остановились на первом варианте.

Время, которое уделил Сергей выбору усилителей и акустики, включало в себя не только многократную проверку компонентов на слух в самых разных условиях, но и поездки на кафедру акустики МТУСИ, где в лабораториях выполнялись объективные замеры электрических и акустических параметров - до безэховой камеры дело доходило. Таким образом, в системе появились фронтальная акустика Polk Audio MM6 и два усилителя, фронтальный DAXX 2100 и сабвуферный Phoenix Gold Ti400.2.

Выбор модели фронтального усилителя нетривиален, даже не лишён нотки драматизма. По каким-то до конца не изученным причинам звук этого усилителя очень близок к ламповому. Выявлена эта его особенность была методом лобового сопоставления: на этапе подбора материалов для будущей Галатеи на борту машины побывал взятый напрокат под расписку настоящий полностью ламповый Milbert BaM 235 ($2500 в США плюс доставка, если кого-нибудь на это уговорите). Удивительным образом DAXX 2100 звучал очень похоже, будучи транзисторным и вдесятеро дешевле. Если новый. Но новых 2100 не бывает, модель давно снята с производства по причине неудачной конструкции: из-за поломки деталей крепления мощных транзисторов к теплоотводам усилители выходили из строя с удручающей предсказуемостью. Это непоправимо подмочило их репутацию, хотя по качеству звучания они, как считают авторы системы, и сейчас переиграют многие именитые аналоги. Сергей решил, что доработка аппарата до требуемого уровня надёжности возможна, и купил одного из «погорельцев». Феликс поддержал Сергея, даже заявил, что этот усилитель в комплекте с «Полками» даст фору домашней системе, отягощённой многократно более весомым ценником. Отнесём это заявление на счёт эмоционального и пристрастного отношения к своему творению, мир звука высокого разбора славится своим неформальным подходом к оценкам.

Среди строителей мобильных систем бытует мнение, что импульсные сабвуферные усилители, несмотря на все свои плюсы, всё же не способны так сработать в нижнем регистре, как это делают их аналоговые собратья. Поэтому был затеян поиск полной противоположности высокоэффективным агрегатам класса D. Ею стал представитель тоже давно заброшенной серии Phoenix Gold, с выходными каскадами класса АВ, током покоя около

5 А и фильтрами крутизной 24 дБ/окт. В пару к этому усилителю Феликс посоветовал подключить суббасовую головку Audio Art 12SW, отличающуюся лёгкой подвижной системой, а значит, и способностью динамически корректно отработать басовый сигнал. За это, правда, пришлось заплатить дань законам природы: закрытый ящик для этой головки потребовался объёмом 42 л.

Как ни странно, но даже выбор буферного конденсатора оказался зависим от календарного года выпуска. Некоторые современные модели этих устройств в погоне за формально высокой энергоёмкостью стали мало отличаться от аккумуляторов, которые они призваны дополнять по внутреннему сопротивлению и быстродействию. «Медленным» ионисторам и углеродным гибридам Сергей предпочёл изделие более скромное по ёмкости, но по-честному электрическое, «без химии».

Когда дело дошло до физического монтажа компонентов в салоне, Феликс отправил Сергея в отпуск по автозвуку - потрудиться по основному месту работы, поскольку время, которое владелец «Короллы» стал уделять строительству системы, означало необходимость раздуть штаты «Авто-Тайма» на одного работника, одновременно нанеся ущерб организации воздушного движения в международных масштабах. Имеющимися силами установщики успешно справились с задачей, разместив акустику и усилители по ставшей уже канонической для седанов схеме с единственным, но немаловажным отступлением на пользу звуку - фронтальный усилитель смонтирован под сиденьем переднего пассажира. Это даёт более чем вдвое короткие межблочники и акустические кабели, которых, пусть даже приобретшей популярность марки Sound Tech, всегда и в любой музыкальной установке желательно иметь как можно меньше. Помеху от бортовой сети лучше вовсе не допускать в сигнальные цепи тракта, чем потом с ней тяжко бороться.

Перед тем как отправить Сергея отдыхать от забот на основное место работы, Феликс уточнил, где лучше всего установить источник. Передняя панель у «Денона» несъёмная, а вид такой, что привлечёт внимание даже в пасмурную безлунную ночь. Остановились на кармане с крышкой в нижней части центральной консоли, впереди и позади корпуса устройства как раз набиралось по нескольку так необходимых миллиметров.

Из отпуска в рабочей обстановке Сергея ненадолго отозвали, когда встал вопрос о месте расположения твитеров. Лобовое стекло с сильным наклоном и большая полка торпедо исключили вариант расстановки по его углам, создававшим своего рода рупорное оформление. Добиться хорошей фокусировки кажущихся источников звука от широконаправленных куполов удалось в самом что ни на есть традиционном варианте - на стойках, в нижней их трети, с доворотом вверх и вперёд. Как сказал Сергей, «будем работать на прямом излучении по второму лепестку диаграммы направленности». Хорошо завернул, внушает...

Установленные, на первый взгляд, довольно близко твитеры из-за особенностей кузова «Тойоты» в абсолютных цифрах удалены нормально: на 115 и 140 см от ближнего и дальнего излучателя соответственно. Накладки стоек после доработки были обтянуты мягкой мелковорсистой тканью на самоклеящейся основе.

Мидбасы ставились Феликсом в нижних углах дверей по его фирменной несимметричной схеме («Царицынские колбаски», «АЗ» №4/2005). Металлические конструкции дверей задемпфировали так, как иной раз не обрабатывали целый автомобиль, хотя по части кузова в «Тойоте» дело дошло даже до передних колёсных арок. Низкочастотные «Полки» стоят на накладных декоративно-монтажных подиумах, которые изнутри, со стороны обшивки подпёрты композитными кольцами-проставками, изготовленными по другой фирменной автотаймовской технологии (см. там же и именно где про колбаски). Поскольку к накладным деталям предъявлялись повышенные требования эстетического свойства, толстые края пенно-опилочной заготовки установщики принудительно отламывали, а вместо них из шпаклёвки со стекловолокном наращивали изящные и тонкие краешки для идеального сопряжения с дверным декором.

Фронтальный усилитель, как мы уже отметили, смонтирован в передней части салона, под пассажирским сиденьем. Сабвуферный блок естественным образом помещён вблизи своего излучателя за спинкой заднего дивана. Буферный конденсатор укреплён тут же, под усилителем.

Ящик сабвуфера, перешагнувший 40-литровый порог, привинчен болтами по центру кузова и повёрнут отверстием для динамика в... нет, лючка-«лыжницы» для длинномеров в этой машине нет, есть спинка дивана, складывающаяся в пропорции 2:1. Получалось, что суббас будет перекрыт массивным экраном из металлического основания и наполнения спинки или играть на всю, если откинуть две его трети. Такая идея как-то не украшала салон машины, а уж про то, какие эмоции может выбить этот «технодизайн», и говорить не хотелось. Соавторы времени не пожалели и придумали вариант, как просветлить плотный диван. «Урезать так урезать»: ровно напротив 30-сантиметрового диффузора была проделана прямоугольная дырка, которая после тщательной отделки получила право именоваться отверстием.

Первый же выезд на соревнования, который Сергей считал «обкаточным» и поэтому не рассчитывал на высокую оценку, оказался первым в ряду победных. 23 апреля 2005 года на Автосъезде «Даёшь звук!» в Москве Сергей Сотсков завоевал первое место в классе «201 - 300 Вт». Когда Сергей нам рассказывал о своих впечатлениях от музыки в «Тойоте», он признался, что еле сдерживал эмоции - настолько сильным и неожиданно глубоким оказалось влияние музыки на слушателя. Нам трудно сказать, насколько судьи были солидарны в своих переживаниях с победителем, но оценка говорит сама за себя. Эта особенность установки, как выяснилось позднее, даже иногда не даёт сосредоточиться на управлении автомобилем, и Сергей уже подумывает, каким способом ослабить столь небывалое воздействие.

Теперь, когда сезон соревнований позади, бурные страсти уступили место ярким эмоциям, а яркие эмоции - трезвым планам, на повестке дня встало чисто поканальное усиление во фронтальной части, без применения пассивных фильтров. С одной стороны, больше гибкости при настройке, с другой - возможность избавиться от катушек индуктивности как естественных инерционных элементов, съедающих львиную долю демпинг-фактора. В случае же применения ферритовых магнитопроводов они добавляют в сигнал ещё и специфические искажения, которые вызваны насыщением материала сердечников. Материи, как вы понимаете, чрезвычайно тонкие, слышимые далеко не на любом музыкальном материале и, безусловно, важные для хозяина «Короллы». Это - часть рецепта, открытого Пигмалионом...

На главную особенность АЧХ вы уже наверняка обратили внимание. Басовая часть характеристики - образец викторианского пуританства на грани францисканского аскетизма. Или наоборот. Если же вернуться к привычным терминам: от нижнего предела звукового диапазона до 300 Гц АЧХ идёт почти не шелохнувшись. Непривычная для car audio форма АЧХ, что и говорить. Вид же характеристики на средних частотах говорит о том, что далеко не все нюансы музыкального материала могут быть описаны в осях «частота - амплитуда». Формально резкий, на 10 дБ, перепад уровня между полосами частот 400 - 600 Гц и 800 - 1200 Гц - огрех и недостаток настройки. Нет сомнений, что авторы системы, мужчины, имеющие доступ к измерительной технике и навыки пользования ею, об этом знают. Но для передачи эмоций так, по их мнению, лучше, а за ними - последнее слово. Если не считать судейского протокола...

Традиционный вариант установки твитеров дал самую хорошую фокусировку источников звук

Монтаж усилителя под сиденьем позволяет существенно укоротить межблочные и акустические кабели

Под откидную крышку удалось спрятать даже большую ручку на передней панели CD-ресивера

Для точной стыковки с дверной обивкой края накладного подиума наращены композитной шпаклёвкой

Дверные мидбасы установлены несимметрично - левый динамик развёрнут вверх больше, чем правый

Отсутствие традиционного лючка повлекло за собой переделку заднего дивана

Сабвуферный усилитель установлен в непосредственной близости от нагрузки

Параметры сабвуферной головки задали объём закрытого ящика в 42 литра

CD-чейнджер под задней полкой оказался единственным компонентом багажной инсталляции

ТИП СИСТЕМЫ аудио СОСТАВ 2-полосный фронт + сабвуфер ИСТОЧНИКИ Denon DCT-Z1, DCH-470 УСИЛИТЕЛИ DAXX 2100, Phoenix Gold Ti400.2 АКУСТИКА Polk Audio MM6 САБВУФЕР Audio Art 12SW

Я намеренно не ставил в «Денон» «Аудиодоктор FSQ», поскольку его треки - реплика судейского диска ЛАС. Результат был бы предсказуем, а моё изложение - пересказом судейского протокола. Лучшим выбором в такой ситуации мне показался «NAIM Sampler», качество записи которого и подборка музыкального материала как нельзя лучше подходила для «машины эмоций» Сергея Сотскова. Уровень громкости был установлен на отметку -23, хотя типовое значение для соревнований -15, соответствующее 88 дБ звукового давления.

Передача деталей оказалась весьма хороша, отчётливо были слышны нюансы вокальной партии, движение пальцев по струнам (1-й трек). Начиная со 2-го трека я попал под эмоциональное влияние системы, но понял я это уже потом, обнаружив в своих рабочих записях нетипичные для меня нестрогие оценки, так, например, про гитарный дуэт было написано, что он прозвучал «вдумчиво». Рояль (3-й трек) однозначно определялся как инструмент, установленный на сцене в большом зале, с присущей ему реверберацией. Скрипки 4-го трека, которые я не очень люблю слушать, показали отменный баланс свойственного им напора и мягкости. Обычно чётко слышимый барабан на 5-м треке на этот раз был малозаметен. Способность к детальной передаче записи подтвердили специфические модуляции голоса вокалистки (7-й трек), сопровождаемые звучанием контрабаса. Верхние обертона (9-й трек) следует признать безукоризненными, а вот на нижних были явные следы гулкости. Звучание записи 11-го трека было чистым до какой-то неприличной оголённости, и слышны были все призвуки, сопровождающие игру на музыкальных инструментах.


Источник: Журнал «Автозвук»