Аудиоинсталяция на Skoda Octavia

СТУДИЯ ECLECTIC AUDIO

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Александр НЕСТЕРОВ

Кто, собственно, поручится, что истоки остались у нас за спиной и чтобы вернуться к ним, надо разворачиваться через две сплошные?

ВПЕРЁД К ИСТОКАМ

Мы их не проскочили, просто двигались по широкому кругу, в центре которого не шелохнувшись стояла классическая концепция аудио. Та самая, за материализацию которой платят лютые, нечеловеческие деньги рыцари домашнего хай-энда. Минимум цифры: расшифровали запись на компакте — и всё, привет горячий. Минимум активной электроники, только то, без чего обойтись уж никак нельзя — усиливать пассивными цепями пока не научились. Это — не назад, это — вечно и неизменно. Хотя для того чтобы сделать идею понятной, главную тему проекта Александр Нестеров представил судьям Еврофинала EMMA как Back to Basics.

Представил. Представил и звучание системы и закончил процесс на пьедестале почёта, который в классе беспроцессорных систем оказался оккупирован исключительно членами российской команды. Другой обитатель этого пьедестала, тёзка и коллега Нестерова по студии Eclectic Audio — Александр Мирошник, его машина была представлена вам в «А3» №11 за прошлый год. Упоминаем об этом не случайно, для всерьёз интересующихся вопросом (а других я здесь не вижу) любопытным и поучительным будет сопоставление этих систем. На Еврофинале они финишировали ровно в одинаковых очках, во внутренней структуре результата небольшое преимущество было у Мирошника, потому и кубки были выданы одному за второе, другому — за третье место. Но эта разница — наименее важная из всех. Куда важнее другое. Система Мирошника была построена на компонентах CDT Audio — фирмы с длинной родословной и давней репутацией специалистов по разработке акустики с широчайшими возможностями настройки пассивных фильтров. Система в «Шкоде» Нестерова основана на компонентах E.O.S. с родословной на порядок короче, а все возможности настройки Александр создал сам.

Однако к порядку. У нас ведь как заведено: машина — источник и дальше по тракту. Вот так и пойдём. Машина — Octavia, купленная в наипростейшей комплектации Classic, возможно — не без подсознательного влечения к лаконизму. Для внешней привлекательности, впрочем, машину слегка подчепурили, для этого есть специализированная фирма Milotec Auto-Extras GmbH, область деятельности которой — исключительно тюнинг «Шкоды», с известных пор ставшей немецкой. У «Милотека» взяли накладки порогов, воздухозаборник в бампер и спойлер над задним стеклом. Осталось лаконично, но появился некий шарм. Интерьер оформляли уже без «Милотеков». Колористика была созвучна главной теме: два наиболее естественных, природных цвета — зелёный и серовато-бежевый. Вроде как сосны на песке...

Ну а в это уже поставили систему. Источником стал (закономерно) предельно схемотехнически сдержанный Denon DCT-Z1, добытый не без труда. Сигнал с него берётся по одной-единственной паре линейных выходов, которая потом разветвляется на две пары. Одна идёт напрямую на входы двухканального гибридника E.O.S. Mozart 1, у которого тоже тракт прямой как стрела, все регулировки состоят из потенциометров, раздельно устанавливающих усиление в каналах. Вторая пара RCA-разъёмов приходит в предварительный усилитель E.O.S. Amadeus. Тот же Моцарт, но по имени. Это — ламповое устройство, которое в системе используется в роли единственного активного кроссовера, правила класса Pure Passive второго и не допускают. Выделенная из сигнала головного устройства басовая составляющая идёт на второй Mozart, он мостом работает на сабвуфер. Вот, собственно, вся электроника, если не считать буферной ёмкости питания. Остальное — акустика.

Фронтальная (и единственная) акустика — трёхполосная. Она составлена из комплекта E.O.S. Opera — 6-дюймового мидбаса и пищалки и отдельного купольного среднечастотника E.O.S. DM200. Мидбасы установлены в дверях на штатных местах, но далеко не в штатной ориентации осей. По словам Нестерова, в этой модели «Октавии», в отличие от более новой, штатные места расположены правильно, в передних углах дверей, тогда как у более свежих, по выражению мастера, «играют под жопу». Однако и правильно расположенные, мидбасы в штатных гнёздах в угоду дизайнерам салона оказались наклонены к полу, то есть опять-таки играли не совсем туда, куда хотелось бы. Поэтому сделали так: от пластиковой рамки комплектной решётки акустики взяли обод, использовав его в качестве опорного кольца, и к нему нарастили опору с верным направлением оси излучения: вверх и чуть в сторону салона, волшебные углы, при которых исчезла привязка звука к динамика, были, разумеется, найдены опытным путём. Материал опор — комбинация алюминиевого листа, MDF и неизменной шпатлёвки, крепление динамика — винтами с закладными гайками, замурованными в опоры при изготовлении.

СЧ и ВЧ-излучатели помещены в общий подиум на стойках, немало удивлявший зрителей на соревнованиях. Полное впечатление, что за металлической сеткой скрывается пищалка необычной формы. На самом деле там и пищалка, и полновесный среднечастотник с 50-миллиметровым куполом. Для такого монтажа купольный DM200 избавили от внешнего фланца, минимизировав габариты, и поставили вплотную к пищалке, подойдя к «истоку» — модели точечного излучателя, максимально близко. Отдельным проектом была формовка сеток на СЧ/ВЧ-узел, их хотелось сделать не банально плоскими с отбортовкой, а слегка выпуклыми, по фирме. А раз хотелось, то и сделали.

Сердце беспроцессорной системы, как известно — кроссовер. В отличие от уже упоминавшегося соратника и соседа по пьедесталу европочёта здесь кроссовер устроен по принципу минимализма. Все фильтры — первого порядка, мидбас со среднечастотником делятся на 800 Гц, среднечастотник с пищалкой — на 5 кГц. Кроме этого есть только аттенюатор пищалки, с разными номиналами резисторов в левом и правом каналах. Пищалки установлены не в лоб, поэтому правая хоть и дальше, но играет «прямее», и её слегка придушивает аттенюатор, наводя звук на водительское место. Процесс настройки подобной системы очень непохож на привычное зрелище, проходит он с паяльником в руках. Так делалась даже окончательная подстройка в ночь под выступление в Хернинге: пару элементов Саша заменил подобранными из привезенного с собой арсенала.

Замене, правда не в Дании, а перед отъездом, подверглась и часть проводки. На финале России в машине были акустические провода E.O.S. Viola и межблочники Clarity, перед Европой последние сменили на только что пошедшие в серию Symphony: родиевое покрытие, серебряный припой, все хай-эндные дела, закономерные в системе, где качество звучания определяется не числом, а качеством немногих элементов.

Конструируя багажник, вернее — его наполнение, Нестеров, естественно, стремился максимально сохранить объём, тем более что заранее было известно: корпуса сабвуфера в багажнике не будет, для системы был выбран сабвуфер free air, по мнению многих — наиболее натурально отыгрывающий нижний бас и менее других нуждающийся во временной или фазовой коррекции, средств которой в такой системе, разумеется, быть не могло. Фри-эйрный сабвуфер в хэтчбеке — это поступок, поскольку требуется не просто усилить заднюю полку, а неизбежно сделать новую, жёсткую и герметично разделяющую салон и багажное отделение. Это место в инсталляции, надо отметить, удалось особенно: при взгляде сверху полка совершенно штатная, на самом же деле — это тяжёлая плита из нескольких слоёв MDF, пригнанная к соседним деталям кузова с миллиметровой точностью. В центре установлен 12-дюймовый сабвуфер Challenger PRO-Line, в распоряжении которого весь объём багажника — играй, сколько душе угодно.

Электроника разместилась не менее удачно и экономно. Оказалось, что ниша для запасного колеса в «Октавии» сделана существенно большей, чем требуется собственно колесу. И позади запаски нашлось достаточно места для двух усилителей, преда-кроссовера и углеродной буферной ёмкости. Усилители смонтированы в два яруса, рядом с ними — конденсатор и предусилитель. Усилители Mozart по природе горячие, этому способствуют и режим работы выходного каскада, и лампы предварительного. Поэтому «аппаратная» снабжена системой вентиляции, два кулера загоняют воздух внутрь, два других выгоняют наружу вблизи вытяжного клапана, что за бампером. В походном положении багажник, в котором даже карпет сохранился заводской, оказался настолько неотличим от штатного, что Нестеров решил даже сделать окошко, через которое видно установленные компоненты, а то как-то обидно...

Судьи, впрочем, и без окошка быстро поняли: аппаратура в машине есть, и она не только согревает воздух, но и приводит в точно выверенное движение, воспринимаемое нами как звук. В этом, собственно, и истоки, к которым надо стремиться...

Среднечастотник и пищалка делят общую опорную площадку из MDF, заформованную в облицовку передней стойки. А почему не поделить, диаметр корпуса мидрейнджа без фланца — всего 70 мм

Этапы строительства подиумов под мидбасы: собственно подиумы, зашивка двери алюминиевым листом, заформовка закладных гаек, линза Френеля за готовым подиумом

SUM

Тип системы: аудио

Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер

Источник: Denon DCT-Z1

Кроссовер: E.O.S. Amadeus

Усилители: E.O.S. Mozart 1

Акустика: E.O.S. Opera ES 165, DM200

Сабвуфер: Challenger PRO-Line 12WF

SQ

У беспроцессорных систем свой голос, здесь происходит размен формальной точности на субъективно ощущаемую чистоту звучания и его привлекательность. Формально голос солистки Magic Pump оказался стянут не в точку, как положено по канону «цифрованных» систем, а в довольно внушительных размеров эллипс, плавающий над приборной панелью, но звучал на редкость выразительно. Отзвуки, обычно разлетающиеся далеко от центра сцены, здесь вели себя сдержанно, не торопясь расстаться с певицей. Подкупает очень чёткая, несмазанная атака всех звуков, порой кажется, что даже чересчур чёткая, как будто высвеченная прожектором. Необычно звучит бас, он не пугает своей мощью, как иногда бывает, он какой-то «ручной», что ли. Особенности фокусировки проявились и на семи барабанах, четвёртый стоит в центре (помните трюк с аттенюатором?), но по кажущимся размерам больше остальных. В соло на ударных очень натурально звучит металл тарелок, впервые за множество прослушиваний этого стандартного для нас материала его хотелось включить снова — уж очень аппетитно звучала медь. А у барабанов появилась масса деталей, хотя, казалось бы, какие детали могут быть у барабана, пластик да обод... Что касается другого барабана, большого и турецкого, он воспроизвёлся без напряжения, как-то очень легко и с хорошим рельефом, разве только чуть оттянулся с приборной панели ближе к центру салона.

RTA

Против обыкновения пойдём по АЧХ сверху вниз. От 16 кГц и до 800 Гц, а это — четыре с половиной октавы, АЧХ нереально ровная, как будто её гладили тремя эквалайзерами. Так, значит, поработал мастер при настройке паяльником. А вот происхождение сразу бросающегося в глаза (на фоне остального благолепия) провала на 500 Гц пока остаётся загадкой не только для нас, но и для конструктора системы, с ним он, наверное, борется как раз сейчас, пока вы про это читаете. Сабвуфер free air прекрасно справляется с самым низким басом, оттого и турецкий барабан сыграл без напряга и монотонности, можно усмотреть, конечно, некоторую нерегулярность на АЧХ вблизи раздела «сабвуфер – фронт», но и это, без сомнения, удастся побороть в дальнейшей эволюции системы. Чемпионы не останавливаются, пока не придут к цели. К истокам...

Подиумы на стойках озадачили многих. Что там, эллиптические пищалки?

Источник — Denon, от истоков никогда не отходивший

Источник — Denon, от истоков никогда не отходивший

Штатные места для мидбасов в «Октавии» расположены там где нужно, но не так, как нужно. Как нужно, определилось после недель поиска

Кроссоверы — сердце беспроцессорной системы

При виде сверху задняя полка отлично притворяется штатной. Снизу видно, что это лишь притворство

Сабвуфер в задней полке можно увидеть, только «низко голову наклоня»

Трудно предположить, что это, вместе с подвешенным снизу сабвуфером, весит килограммов десять

Компонентам «в подполье» всё же позволили выглядывать в окошко, чтобы не заскучали

Запаска в «Шкоде» загнана далеко вперёд, это позволило разместить всю усилительную часть в коробе, как бы обнимающем резервное колесо


Источник: Журнал «Автозвук»