Инсталяция автозвука на Ваз 2109

Николай МИХЕЕВ

СТУДИЯ MUSIC BOX, г. Винница

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА Руслан БУРКО, Юрий МАЛИНИЧ

ВОЗРАСТ НАДЕЖД

Вам семнадцать лет было когда-нибудь? Как «нет»? А тогда что вы здесь делаете, юноша, права с восемнадцати дают...

Ах, пошутил... значит, всё-таки было. Действительно, возраст надежд и глупостей, потом и то и другое потеряет остроту, но это — у человека. У машин счёт иной. Машины бывают новые, не очень, старые и очень старые. Да, еще раритетные. Но это особая порода, и к ним особое отношение. Наш герой — простой советский ветеран. Начал трудовую деятельность, покинув конвейер ВАЗ в 1990 году, значит — при Великом и Могучем. Вроде бы — целая эпоха прошла, но рассуждения о возрасте автомобиля не лишены условности (впрочем, о возрасте людей — тоже, Кончаловского видали?). Для японца, допустим, пятилетняя машина уже очень старая, а у нас всего-навсего «не очень новая», а то и «почти новая». А сколько еще братьев-славян «донашивают» продукты советского автопрома, которые будут постарше этой «девятки»? Много. А братьев, но не славян — ещё больше. Так что действительно — просто ветеран. Но выкатил он из установочной студии помолодевшим и похорошевшим почище любого Кончаловского. И вот рецепт оздоровительных процедур.

Юрий, владелец автомобиля, не просто заказчик, а партнер Руслана. И он лучше кого бы то ни было представлял себе, что хотел бы сделать со своей машиной. И хоть она рассчитана на повседневную эксплуатацию, делалась в первую очередь как соревновательная. Побеждать как в SQ, так и в SPL — такая задача ставилась с самого начала проекта. И теперь даже при повседневной езде Юрий не меняет настроек аудиосистемы, соревновательные установки стали привычными.

Процедуру омоложения начали с салона, его оформление призвано продолжить тему качественного и красивого звука, поставленного в автомобиле. Ведь он должен привлекать к себе внимание, быть интересным для зрителей. А звук — один из способов привлекать людей к соревновательному движению. На Украине это еще сравнительно молодая отрасль, но она быстро развивается.

Студия Music Box уже несколько лет занимается своим ремеслом. В известной альтернативе, с которой сталкиваются все, вступающие в car audio бизнес — торговать или устанавливать, Руслан с партнерами довольно быстро пошли по второму направлению, и машина Юрия должна была (кроме всего прочего) служить и постоянно действующим образцом работ студии. Оформление салона — совместный проект владельца и установщиков. Примерно на 60% его дизайн сделали специалисты, которые перешивали салон. Руслан предлагал кое-какие детали со своим видением, как это должно выглядеть.

Красно-черная цветовая гамма оформления салона пришла от логотипа Polk MOMO. Мало-помалу в салоне не осталось заводских цветов, да их и не стремились сохранить. Штатный дизайн меняли, исходя из физических возможностей студии, при этом стремились максимально убрать заводские издержки «зубила». В первую очередь изменения коснулись панели приборов, поскольку эта часть интерьера ближе всего связана с качеством звучания, во многом определяя характеристики звуковой сцены. Салон обтянули хорошим, качественным винилом, сиденья — велюром, из соображений практичности. Руль затянули в кожу, уж здесь она как нигде на своём месте.

Машину начали готовить с покраски. Цвет ее изменили радикально. Теперь это кузов-«хамелеон», который играет на солнце. Подготовку автомобиля сделали на совесть, виброшумоизоляция выполнена в три (а местами и в четыре) слоя. Особенно передние двери, которые в результате получились «бетонными». Использовали материал STP, который нанесли на потолок, пол, под сиденьями, в отсеке багажника. Установка двух 12-дюймовых сабвуферов была оговорена с самого начала, а это настолько серьёзный возбудитель вибраций, что работы по шумоизоляции и демпфированию можно было выполнять либо тщательно, либо вообще не браться. Проклеили и проводку, чтобы она не вызывала дребезга. Стянули ее хомутами.

Торпедо после перетяжки винилом особенно изолировать уже не требовалось, явных призвуков от него не заметили. Не делали и дополнительных мест крепления, просто максимально усилили штатные, установив вместо пластмассовых металлические.

В качестве головного устройства выбрали CD-ресивер Pioneer DEH-88RS. Очень понравилось соотношение качество/цена, не зря этот CD-ресивер был признан лучшим в Европе в 2006 году, и есть за что: встроенный процессор, фильтры, 16-полосный эквалайзер, словом — всё необходимое для построения хорошей аудиосистемы. Установили новую «голову» на место штатной. Для этого не пришлось делать особых переделок, так как в ВАЗ-2109 достаточно качественно сделана заводская монтажная «шахта».

Принято считать, что настоящий шик, свидетельство мастерства и профессионализма инсталлятора — установка беспроцессорного головного устройства, и Руслан абсолютно с этим согласен. По его мнению, при этом построение звуковой сцены получается более «природным». Но в таком варианте свои нюансы. В частности, фактор времени. Не всегда есть время, чтобы выслушать все особенности звучания системы и выстроить звуковую сцену без процессора. Он просто облегчает жизнь. А если это спортивный автомобиль, то DSP позволяет быстро справиться, при необходимости, с перенастройкой системы. Ведь в соревнованиях по SPL, например, можно изменить фазу и получить более высокое давление в точке, где это требуется. А так как эту машину планировалось использовать не только для состязаний по SPL, но и по SQ, то в нее просто просился продвинутый трехполосный фронт с основательной поддержкой среднечастотного регистра. Его выполнили по поканальной схеме.

Впрочем, вначале это был простой двухканальный фронт. Но примерно через три месяца эксплуатации стало ясно: такого звука в машине явно недостаточно. Не хватало «серединки», она была «неоткрытая». И чтобы обеспечить стабильную, высокую сцену, перешли к трехполосному фронту.

Система получилась, по существу, монобрэндовая. Кроме головного устройства и купольных СЧ-головок все компонeнты от Polk Audio. Для установки мидбасов компонентной акустики Polk Audio MMC5250 пришлось вмешаться в конструкцию дверей. Сделали алюминиевое основание под динамик, дополнительным кольцом усилив отверстие под него, чтобы креплению головки придать большую жесткость. Пришлось также изменить установку подъемника, так как он мешал монтажу НЧ-динамика в том месте, которое определили инсталляторы. Подиумы выполнили по «текстильной» технологии — полиэфир с доводкой шпатлевкой. Мидбас — чисто фри-эйрная головка, поэтому выделять под него объем и делать какой-то корпус не пришлось. Мидрейнджи Morel CDM 54 можно было установить на торпедо или в передние стойки. При прослушивании мастера убедились, что им больше нравится вариант их размещения в стойках, где организовали небольшие объемы, чтобы не мешать работе панели акустического сопротивления на задней стенке головки. Корпус для СЧ-динамика объемом примерно 150 мл выклеили из стеклоткани. Обшивку стоек дополнительно зафиксировали саморезами.

Перед установкой мидрейнджей и твитеров с помощью навесного монтажа выбрали направления излучения. На это потребовалось примерно четыре дня экспериментов и прослушиваний. Твитеры работают на полуотражении от лобового стекла (вдоль его плоскости) на уровне глаз слушателей.

В системе два усилителя: четырёхканальный Polk Audio C400.4 и моноблок Polk Audio C500.1. Деловые партнёры последнего — два сабвуфера Polk Audio MM2124 — составляют весьма серьезное басовое звено. Это отвечает и личным вкусам Юрия, и одной из спортивных специализаций машины. Впрочем, акустическое оформление сабвуферов выбирали скорее по принципу качества, нежели количества баса. Это — закрытый ящик объемом примерно 25 л на каждую головку. Корпус полностью выполнен из многослойной фанеры по технологии «полустелс» (часть — в крыло, часть — в багажник). Передняя стенка корпуса толщиной 30, остальные — 24 мм. Внутри ящика — ребра жесткости, детали корпуса расположены под разными углами, нет плоскостей большой площади, которые могли бы деформироваться, в общем, сделано всё для получения максимальной структурной жёсткости. Самая большая поверхность — передняя панель, но она связана с задней стенкой распоркой.

При выборе объёма акустического оформления не очень полагались на рекомендации производителя. Рассчитывали больше на результаты тестирования головок и уточнили объем по результатам прослушиваний. Ящики внутри обработали материалом STP, проклеили поролоном и уложили синтепон, чтобы уменьшить эффект бубнения. Оба корпуса закреплены в машине без саморезов, «враспор». Пол, задняя полка, даже полка под номер распирают два ящика так, что они оказываются зафиксированы в багажнике со всей однозначностью.

Усилитель Polk Audio C400.4 работает на фронтальные мидбасы и твитеры. Среднечастотные динамики в нынешней редакции системы запитаны от усилителя головного устройства, это своего рода наследие первого, двухполосного варианта. Но это временное решение, вскоре в систему будет введен еще один усилитель, специально для мидрейнджей. При выборе усилителей руководствовались собственными впечатлениями, а они говорили: усилители Polk MOMO обеспечивают четкий, быстрый, напористый звук.

Юрий не поклонник тяжелой музыки, ей он предпочитает электронную и этническую, из «вечнозелёных» исполнителей склоняется к таким, как Джо Кокер или Марк Нопфлер. Музыкальные предпочтения Руслана, разумеется, тоже повлияли на конечный результат, ведь система настраивалась на слух, без какой-либо измерительной аппаратуры. А Руслан тоже любит инструментальную музыку. Электронную «кислоту» слушает только для того, чтобы развивать себя и быть в курсе того, что предпочитает молодежь. Возраст надежд, знаете ли...

Местами, ей богу, «девятка». Местами — точно не она

После «омоложения» асимметрия торпедо почти исчезла

Немного фантазии, много проверок и связка мидрейндж — твитер в передней стойке

Подиум мидбаса не выглядит «текстильным». Скорее — просто стильным

Благодаря характерным грилям сабвуферы как будто въехали в багажник своим ходом

SQ

Ну что ж, послушаем, что нам споёт наш ветеран. Звуковая сцена воспринимается довольно высоко расположенной и хорошо эшелонирована. Ей немного не хватает ширины, зато по глубине она дотягивается до середины капота. Локализация инструментов хорошая. По высоте сцена не очень задрана вверх, а выстроена, скорее, вровень с верхней кромкой торпедо.

Бас в системе явно удался, он плотный и быстрый, вполне убедительный. Хотя фронтальная акустика, возможно, несколько не дорабатывает для правильного сопряжения с сабвуфером — он не лишён признаков локализации. Впрочем, по фактуре музыкального материала к мидбасам претензий нет. Щелчки, удары по барабану они передают чётко, с хорошим рельефом. Хорош и средний регистр, а внешний усилитель сделает его, конечно, еще лучше. Высокие ни в чем плохом не замечены, звучание хорошо сбалансировано во всём ВЧ-диапазоне.

SUM

Тип системы: аудио

Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер

Источник: Pioneer DEH-88RS

Усилители: Polk Audio C400.4, Polk Audio C500.1

Акустика: Polk Audio MMC5250, Morel CDM 54

Сабвуфер: Polk Audio MM2124


Источник: Журнал «Автозвук»