Инсталяция автозвука Mazda 626

Николай МИХЕЕВ

СТУДИЯ Music Box, г. Винница

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА Руслан БУРКО, Сергей СЛОБОДЯНЮК

ПРОИЗНЕСЕНИЕ ЗВУКОВ

В Японии эта модель называется Capella. Интересно, как японцы это произносят, ведь у них со звуком «л» всегда были «пробремы». Японцев (сразу всех) не исправишь. Но эту, отдельно взятую «Капеллу» правильно и внятно произносить звуки научили.

Машина эта на Украине популярна. Как и повсюду, где растёт средний класс, для него она и предназначается. Впрочем, Сергей, владелец этой «Мазды» (и соавтор этой системы), к среднему классу не относится. Он — представитель привилегированного сословия фанатов автозвука. Даже габариты машины выбирались, исходя не из состава семьи, а из акустики салона. Вначале Сергей попытался поставить в авто звук собственными руками. Что-то получалось, что-то — не очень. Главный результат раннего периода творчества в том, что именно во время этого строительства Сергей по-настоящему заболел идеей построить в своей машине аудиосистему с мощным, качественным и красивым звуком.

В студии Music Box он оказался, можно сказать, случайно, хотя и знал Руслана с детства. Приехал однажды, увидел работы и удивился: «А ты, оказывается, музыку ставишь?» Стало понятно, к кому ехать при случае. Случай представился, когда потребовалось изготовить подиумы для мидбасов, и Сергей приехал в «Бокс» за помощью, по-прежнему собираясь строить систему самостоятельно. Но когда убедился, насколько всё непросто, решил передоверить работы специалистам студии в большем, чем предполагалось, объёме. Работа строилась так. Заказчик высказывал свои пожелания, инсталляторы предлагали решения. Он что-то корректировал, принимая непосредственное участие в работах, многое делали вместе. Так родился этот альянс и совместный проект.

В начале пути система вовсе не планировалась такой продвинутой. Сергей просто хотел поставить в машине качественный звук. Впрочем, нет, не просто. Инсталляция обязательно должна была выглядеть красиво, и это его требование сыграло не последнюю роль при выборе компонентов. Машину заказчик делал «для себя», о соревнованиях по автозвуку тогда не было и речи. Бюджет спланировали без особого фанатизма, хотя сейчас, глядя на машину, сказать этого уже нельзя. Скорее, ориентировались на то, что затраты будут «как получится».

В качестве головного устройства выбрали CD-ресивер Pioneer DEH-P9600, во многом из-за развитой системы звуковых настроек.

Фронт вначале решили строить двухполосным на компонентной акустике Polk Audio DB 6750. В погоне за громкостью возникла идея сдвоенного фронта. А позже пришли к пониманию необходимости дополнительной поддержки среднечастотного регистра. Получилась неординарная трехполосная система с полупоканальным усилением, сдвоенными мидбасами, сдвоенными твитерами и одиночными среднечастотниками. На эту роль выбрали мидрейндж AD M35, хотя первоначально пробовали Morel CDM 88, но справиться с особенностями поведения купольника в таком необычном окружении не удалось.

Для чего два фронтальных НЧ-динамика, понятно. Очень хотелось иметь в салоне мощный, энергичный фронтальный бас и запас громкости. А сдвоенные твитеры — для другого, вернее — от другого. У пищалок Polk Audio линейки DB есть некоторые особенности поведения АЧХ выше 12 — 15 кГц. Эту особенность решили использовать во благо. Один из двух ВЧ-динамиков (в каждом канале) подключен к кроссоверу через конденсатор емкостью

4,6 мкФ, ограничивающий полосу самыми верхними частотами, выше «проблемной зоны». Получился своего рода супертвитер. А второй высокочастотник подключили через резистор сопротивлением

5 Ом, «приглушив» его по отдаче.

Мидбасы установили друг за другом на больших подиумах в нижней части передних дверей. Тот, что находится впереди, развернут вверх и назад, стоящий за ним — вперед. Чтобы правильно сориентировать динамики и максимально жестко закрепить на металле дверей, изготовили под них фанерные основания. Оба мидбаса работают на весь объем двери. Инсталлировать их было совсем не просто, но чего не сделаешь ради упругого, четкого фронтального баса. На тех же общих с НЧ-динамиками подиумах смонтировали кроссоверы и перенесли туда красные фонари подсвета открытых дверей.

Мидрейнджи смонтировали тоже в передних дверях, которые, таким образом, оказались весьма серьезно нагруженными: два мидбаса и среднечастотный динамик. Установщикам повезло, и обошлись «малой кровью» — вмешиваться в конструктив дверей особенно не пришлось. Все механизмы и оборудование остались на своих местах. Пришлось, правда, демонтировать двери, чтобы проложить проводку — штатные рукава просто не могли вместить такого количества дополнительных проводов. Место размещения мидрейнджей Сергей выбрал сам, принимая во внимание общий дизайн оформления карт дверей. Для установки AD M35 в дверях организовали объемы порядка 1 л и изготовили подиумы солидных размеров. Делалось это так. Сначала выполнили «подошвы» по рельефу дверей в местах установки, потом выставили основание — кольцо под определенным углом (динамики развернуты вверх) и по трикотажной технологии оформили подиум. Чтобы свести к минимуму призвуки и резонансы, все это хозяйство проложили синтепоном.

Перед установкой ВЧ-динамиков с помощью навесного монтажа выбрали для них места и направления излучения. Твитеры, «приглушенные» резисторами, поместили на подиумы, которые, не мудрствуя лукаво, приклеили с помощью оконного герметика в уголках торпедо под лобовым стеклом. Работают они на отражение от стекла. Такое решение позволило увеличить глубину звуковой сцены за счет размещения «пищалок» возможно дальше от слушателей. Два «супертвитера» ориентированы на дальних слушателей (слева направо и справа налево), поскольку излучение на частотах ближе к 20 кГц имеет большую направленность. Их установили тоже с помощью подиумов, закрепив на металле стоек.

Два 15-дюймовых сабвуферных динамика — решительный выбор Сергея. В первый раз в своей практике инсталляторы отговаривали заказчика от столь мощной сабвуферной поддержки, но он настоял на своем, даже уже имея на вооружении сдвоенные фронтальные мидбасы. Что ж, как говорится, воля ваша. В первоначальном варианте сабвуферное звено выполнили на двух

15-дюймовых динамиках Polk Audio, которые раскачивал усилитель-моноблок. Какое-то время спустя Сережа приехал и говорит: «Хлопцы, при закрытых дверях давит классно. Открываю их — не то, мало. Хочу, чтобы давило всегда». Решили добавить в систему еще один моноблок и заменить драйверы головками Vibe Space того же калибра.

В окончательном варианте сабвуферное звено представляет собой два отдельных ящика-фазоинвертора. Такое акустическое оформление выбрали для увеличения звукового давления в расчете на SPL (к этому моменту Сергей уже созрел для участия в соревнованиях по автозвуку). Порт «фазика» можно заглушить, и тогда он превращается в закрытый ящик. Для этого выточили «под конус» специальные заглушки и покрыли их уплотнителем, чтобы предотвратить утечки из корпуса. Заглушки снабдили крюками-захватами — для их извлечения требуется немалое усилие. Надо сказать, что на такое оформление (закрытый ящик) приходится 99% времени эксплуатации аудиосистемы. Порты фазоинверторов открываются только на соревнованиях по звуковому давлению.

Тыловые части корпусов сабвуферов сделали из 18-миллиметровой влагостойкой фанеры по форме крыльев автомобиля. Выбрали материал, на первый взгляд не слишком основательный для 15-дюймового динамика. Но так как в конструкции ящика более 40 деталей и площади их небольшие, этого оказалось достаточно. Лицевое оформление корпусов выполнили из стекломата и стеклоткани с пропиткой полиэфирными смолами. Наклеивая слой за слоем (всего шесть-семь), добились толщины стенок порядка 1,2 — 1,4 см. Такую технологию использовали потому, что многослойная фанера не позволила бы добиться изящных форм корпусов сабвуферов, как хотел заказчик. К тому же при разработке конструкции руководствовались такими соображениями: изготовить ящики с максимально возможным объемом и в то же время постараться не нагружать излишне заднюю ось автомобиля.

При выборе объема акустического оформления сабвуферов рекомендации производителя НЧ-динамиков (2,5 куб. фута) в расчет не принимались, так как было непонятно, какому варианту оформления соответствует этот объем. Установщики руководствовались результатами тестирования головок Vibe Space 15 в «А3» и с учетом их результатов получили нужные объемы ящиков.

Каждый корпус изготавливали индивидуально, стараясь максимально адаптировать его к обводам кузова автомобиля, чтобы достичь и эффектного внешнего вида. По завершении ящики наполняли водой для уточнения получившегося объема. По результатам такой проверки одному из них пришлось добавить 5 л, которые «одолжили» у запаски. В результате запасного колеса в машине теперь нет. Хотя при изготовлении корпусов сабов старались максимально использовать объемы крыльев, но получить 62 л (именно таков объем корпуса) совсем не просто, и багажник загромоздили изрядно.

Корпуса изнутри закрепили саморезами в нескольких точках на алюминиевой (для облегчения конструкции) раме, которую смонтировали на кузове. После установки ящиков они оказались настолько плотно подогнанными к стенкам отсека багажника, что не могут смещаться внутри него даже незначительно.

В системе три усилителя марки Helix. Установщикам они приглянулись еще в предыдущих инсталляциях. Мидбасовое звено работает без пассивной фильтрации, а СЧ/ВЧ-звено тоже подрезается снизу активным фильтром, поэтому предпочтение было отдано четырехканальному усилителю Helix DB 4, который имеет хорошие фильтры. DB 4 двумя каналами работает на мидбасы, а другие два через кроссовер обеспечивают музыкальным материалом мидрейнджи и твитеры. Еще два моноблока Helix DB 1000.1 раскачивают сабвуферы. Смонтировали усилители на такой же алюминиевой раме, что и сабы.

Перед началом работ по инсталляции аудиосистемы сделали комплексную виброшумоизоляцию автомобиля. Использовали в основном материал STP. Проклеили не только металлические поверхности, но и пластмассовые. Передние двери основательно подготовили к установке мощных сдвоенных мидбасов. Объемы их приклеили двумя слоями виброизоляционных материалов и шумоизоляционным (это усилило эффект). Потолок полностью «раздели», демонтировали люк, сняли с него дребезжащие детали и тоже шумоизолировали. Торпедо разобрали частично и проклеили те места, которые были источниками призвуков при работе системы.

Поскольку в автомобиле установлена мощная аудиосистема, то соответственно был выполнен и монтаж силовых цепей. Для этого применили провода большого сечения (2Ga). Установили второй, акустический, аккумулятор. Если он сядет при работе системы, машину можно завести с помощью штатного. При этом автоматически включается подзарядка севшего. В системе два буферных конденсатора Helix емкостью 1 Ф, которые установили в помощь станции питания Helix Power Station Competition. Еще один конденсатор Power Acoustik емкостью 1,4 Ф — в цепи питания двух моноблоков.

Автомобиль оборудовали продвинутой системой подсветки. Подсветили мидбасы в дверях, объемы в ногах пассажиров, частично переделали подсветку панели приборов и очень интересно организовали её в багажнике. Для усилителей установили тихоходные вентиляторы охлаждения с синей подсветкой, сами усилители тоже подсветили синим, а «силовые» компоненты, такие как буферные конденсаторы и Power Station — тревожно-агрессивным красным.

Напоследок о воспитательной функции этого проекта. До участия в нем Сергей предпочитал электронную, дискотечную, можно сказать, «кислотную» музыку. Во время работ по инсталляции и настройке аудиосистемы он наслушался дисков с красивым инструменталом, классикой. В результате его вкусы серьезно изменились. Теперь Сережа «кислоте» предпочитает акустическую гитару и барабаны.

По оценке установщиков, проект, в который было вложено много труда и фантазии, получился. Можно сказать, по максимуму. Они довольны результатами проделанной работы, хозяин же не просто доволен, а в восторге. Но, пожалуй, лучшая оценка — признание публики. На всех шоу, автомобильных тусовках и соревнованиях по автозвуку эту «Мазду» постоянно окружают люди. Интересно же, как японца научили ясно и громко произносить звуки...

«Рулевой» системы на своём рабочем месте

Подсветка компонентов системы — отдельная часть проекта

Процесс идёт: к «Капелле» примеряют мультимедийную систему

Фронтальная акустика оказалась причудливой — трёхполосной со сдвоенными компонентами

Подстаканник в машине — баловство, а центр коммутации — необходимость

Однотипные с основными пищалками, эти, на стойках, работают супертвитерами

В подиумах сдвоенных мидбасов нашлось местечко и для двойного комплекта кроссоверов

Между сабвуферами разместились усилители и активный кондиционер питания Helix XXL

Правило подсветки такое: акустическое — синим, силовое — красным

SUM

Тип системы: аудио

Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер

Источник: Pioneer DEH-P9600

Усилители: Helix DB 4, Helix DB 1000.1

Акустика: Polk Audio DB 6750, AD M35

Сабвуферы: Vibe Space 15

SQ

Чего мы вправе ожидать от аудиосистемы с мощным трехполосным фронтом и очень серьезной сабвуферной поддержкой? Ясный перец, качественного звука с широкой, правильной по высоте и эшелонированной по глубине звуковой сценой. И громоподобного баса, а как же иначе? А у нас что получается?

Баса действительно много. Очень много, на наш взгляд — более чем достаточно. Даже если отключить саб, фронтальный бас способен завести. Ну а когда в партию вступает «главный басовик», который не отсиживается где-то позади, а дает жару в «оркестровой яме», и подавно. По ширине звуковая сцена немного выходит за пределы салона и воспринимается где-то на уровне внешних зеркал заднего вида. По высоте она уверенно выше кромки торпедо. Глубину же имеет скорее среднюю и выходит (не слишком, впрочем, далеко) за лобовое стекло. Результат неплохой, а если учесть, что при инсталляции системы много внимания уделялось реализации дизайнерских замыслов по оформлению компонентов (а это не всегда в пользу звука), даже хороший.

Теперь о некоторых нюансах звучания. Очень убедителен большой барабан. Не отстает от него контрабас, струны которого не воспринимаются «обвисшими». Натурально звучит акустическая гитара. Очень хорош женский вокал — теплый, без цыканий и пришепетываний, с ясной артикуляцией. Система очень хорошо отрабатывает инструментальную музыку, по зубам ей оказалась и классика.


Источник: Журнал «Автозвук»