Инсталяция автозвука Toyota Celica

ПОЮЩИЙ ТИГР, ГРОХОЧУЩИЙ ДРАКОН

Toyota Celica, cтудия «Эклектик Аудио», руководитель проекта Алексей ГУСЕЛЬНИКОВ

Алексей Гусельников никогда не упоминал связи оформительской темы своей машины с фильмом чудесного китайского режиссёра. Он не сотрудник, а заказчик московской студии «Эклектик Аудио», в доказательство этого даже живёт не в Москве, а в Твери. Свои идеи соединения тигра и дракона в одной машине сам Алексей называет бредовыми, но если именно это требуется для того, чтобы стать одним из двух живущих в России двукратных чемпионов Европы по автозвуку, мы согласны попробовать. Хоть крысу с тараканом скрестим, если такой эффект...

ПРИЗНАКОВ БРЕДА В СИСТЕМЕ, построенной на платформе праворульной Toyota Celica, мы не обнаружили, это дважды чемпион лукавит. Зато нестандартных, даже отважных идей было хоть отбавляй. Начнём с того, что аудиоустановка способна работать в двух конфигурациях, задуманных как оптимальные для соревнований по качеству звучания и по звуковому давлению. И в том и в другом случае схема подключения компонентов остаётся неизменной, это трёхполосный фронт с сабвуфером, возглавляемый парой «голова + процессор». Когда требуется максимум качества, твитерами работают знаменитые Morel Supremo, а суббас излучает 30-сантиметровая головка Infinity Kappa Perfect 12.1 в закрытом акустическом оформлении фронтального расположения. При переходе в режим максимума давления, когда риск «зажарить» дорогущие пищалки становится велик и ничем не оправдан, специальным тумблером акустические кабели ВЧ-диапазона переключаются с Supremo на MT-23 (вообще-то, тоже жалко, но уровень системы обязывает), а «одиночка» Infinity уступает место паре Oris ASW-1040 (25 см), оформленных фазоинверторами и ориентированных в багажнике таким образом, что сабвуфер начинает работать как бандпасс. Уровень звукового давления меняется просто радикально, мы померили, смотрите врезку с АЧХ.

Проверенным и надёжным выбором спортсмена стали две «девятки», CD-ресивер Pioneer DEX-P9R и процессор DEQ-P9Q. Из всего звукового диапазона они формируют четыре полосы по числу специализированных комплектов излучателей. Для твитеров сигнал пропускается через фильтр ВЧ с частотой среза 3,15 кГц и крутизной спада АЧХ 12 дБ/окт. Два других диапазона сформированы полосовыми фильтрами с той же крутизной: середина 315 - 3150 Гц и бас 63 - 315 Гц. Самая нижняя, суббасовая полоса начинается с 20 Гц (12 дБ/окт.) и заканчивается на 63 Гц (24 дБ/окт., не надо объяснять, почему).

Чтобы привести в действие все динамики, в системе используется два усилителя, четырёхканальный Xtant X604e и трёхканальный X603e. Первый работает на пищалки Morel (либо те, либо эти) и мидрейнджи AD M40NEO. Каналы второго усилителя подключены к мидбасам AD MM6, а одиночный специализированный канал - к выбранному суббасовому агрегату Infinity или Oris. Качество электропитания поддерживается двумя однофарадными буферными конденсаторами Oris.

Система, укомплектованная полуторным комплектом акустики, не обещала Алексею и специалистам «Эклектик Аудио» лёгкой жизни. В первую очередь следовало определиться, за какую звуковую сцену нужно бороться. Передние стойки давали высоту, но с шириной было не всё в порядке, площадки дверных зеркал, наоборот, сулили ширину, а с высотой обещали проблемы. Сошлись на том, что ширина будет важнее, поэтому совсем не худышки Supremo оказались помещены в подиумы на площадках зеркал и несимметрично развёрнуты на водителя. MT-23, вынужденные быть «на подпевках» на замерах ESPL, смонтированы на стойках и ориентированы на дальнего слушателя.

Переделка торпедо преследовала две вполне понятные, но далеко не легко реализуемые автозвуковые цели: интегрировать мидрейнджи по углам и переместить приборный щиток на центр. «Слушания» серединок на заготовке торпедо позволили определить их наилучшее положение - небольшой наклон в салон и практически параллельно двери. Перенос приборного щитка, разумеется, повлёк за собой немало проблем с воздуховодами, но установка «головы» прямо напротив водителя и симметричная в смысле отражений торпедо перевесили все трудности. CD-ресивер жёстко прикреплён четырьмя уголками прямо к поперечной балке кузова.

Фронтальные мидбасы смонтированы в дверях с той основательностью, которую можно было почерпнуть лишь из незыблемости китайских традиций тысячелетней выдержки. Каждое из двух точёных металлических колец, к которым привинчены корзины динамиков, весят что твой самурайский меч, все технологические окна внутренней панели двери закрыты единым листом рубчатого алюминия, поверх которого в необходимом (вернее, в достаточном) количестве уложены листы вибродемпферов.

Место для SQ-сабвуфера Алексей определил под торпедо, в ногах переднего (и единственного в этой машине) пассажира. Такой вариант наиболее радикальным образом исключает временное рассогласование и дурную локализацию звука из-за внеполосных призвуков сабвуфера. Выклеивая корпус прямо по месту из кусков стеклоткани на смоле, установщики сумели набрать ни много ни мало 30 л, обеспечив при всей причудливости формы корпуса его лёгкий демонтаж.

Второй сабвуфер, предназначенный для побивания рекордов звукового давления, представляет собой два 28-литровых ящика, выполненных единым блоком из фанеры толщиной 20 мм и установленных в багажнике диффузорами и портами поблизости от его задней стенки. Во-первых, как сообщил Алексей, получившийся небольшой зазор и сильно заваленное заднее стекло дают эффект акустического усиления аналогично бандпассу (а может, рупору, неважно, главное - эффект налицо), а во-вторых, при поездке в магазин (а эта машина самая что ни на есть повседневная) жена лишних сосисок в багажник не положит, опять же - здоровью польза.

Перед «кормовым» сабом оборудован монтажный подиум для электрических компонентов системы. Его подъёмная крышка закрывает лист рубчатого алюминия, на который установлены «раздетые» усилители и покрашенные «под тигра» процессор с конденсаторами. Хоть усилители и лишились своих крышек, им в закрытом объёме подиума всё равно потребовалось охлаждение, которое организовано двумя вентиляторами на вдув и одним на выдув.

В китайской мифологии тигру и дракону уделяется повышенное внимание. Если повезёт и удастся укротить хотя бы одно из этих животных, удачи, как учат знатоки вопроса, не миновать. Если же совладать с двумя героями мифов, удача возрастёт в неведомой прогрессии. Алексею нужен был эффект именно такой, экстремальной магнитуды. Он назначил огнедышащего сидеть в салоне автомобиля, по нашей теории - присматривать за звуковым давлением, а целое семейство тигров расположил по кругу. Полосатый отец семейства обозначен на капоте (для глубины звуковой сцены), а мамаша с сыночком уютно оскалились на дверях (для ширины, впрочем, вы уже поняли).

«Эспиэльный» дракон возлежит поверх подиума, внутри которого, помимо звуковой электроники, смонтированы дымогенератор, электроприводы и другие вспомогательные элементы системы. Дымогенератор стал обязательным элементом драконовой инсталляции, поскольку дыма, как известно, без огня не бывает. Как и дракона. Изготовление головы дракона было отдельной историей, которая началась с изъятия у подрастающей молодёжи набора кубиков Lego. Сначала из них был собран каркас головы и обмазан пластилином для придания естественной округлости. Получившийся болван в дело не пошёл из-за художественной несостоятельности. Как и другой, ставший результатом работы бензопилой по деревянной чурке. «Не верю!» - вторя Константину Сергеевичу, вскричал Алексей и отправился к некоей Татьяне, специалисту по реквизиту Тверского кукольного театра. Звавшаяся Татьяной в момент сделала из папье-маше голову идеального портретного сходства. Как живой...

Чтобы дракон был ещё живее и работоспособнее, глаза и пасть зверя оборудовали подсветкой, которая при работающем дымогенераторе создает необходимый устрашающий эффект. Закрепить достигнутый успех Алексей решил муляжом меча в гнезде полки рядом с головой. Огонь и дым иссякнут вместе с запасом топлива, а логово оборонять надо.

Оформить салон и изготовить мягкие части тела дракона помог Алексей Фальков. Он потратил немало времени на подбор кожи и алькантары нужного цвета, а потом тщательно обтачивал кромки толстых деталей и отбивал их молотком, чтобы без зазоров вставить под обивку. Разъёмный хвост, неподвижная часть которого расположена на центральном подлокотнике - его удачная находка.

Сильны тигры с драконом в придачу, спортивные успехи Алексея - тому подтверждение. Но, как оказалось - не всесильны. Или кормил их хозяин неправильно. Силы талисманов, помогавшие Алексею побеждать на европейских финалах EMMA два года подряд, пошла на убыль. Заняв в 2003 году в классе «Новичок до 2500 евро» первое место, а в 2004-м - первое и второе места в классах «Любитель 600 Вт» и «Любитель 2 сабвуфера», в 2005-м Алексей не смог даже доехать до весьма неудобно расположенной греческой столицы. Машина с обновленной, во многом благодаря помощи родной тверской страховой компании «Скиф-Тверь», системой имела все шансы на громкий (и/или музыкальный) успех. Однако по дороге на финал Европы нынешнего года проблемы с электроникой двигателя приняли такой масштаб, что успеть к сроку стало нереально, да и домой вернуться в реальные сроки удалось только благодаря помощи компании «АНЭКС-Украина».

Так или иначе, а три года, посвященные автозвуку в Toyota Celica, миновали, из них два были победными, а один - не очень, и впереди уже видно начало нового проекта. Каким он будет, Алексей, известное дело, рассказывать не спешит, даже намёка на то, каким будут компоненты и кто станет охранять звуковую сцену и давление, выудить не удалось. Наш совет: животных откормить и оставить. «Старый друг...», как известно. Уж тем более - два старых друга. И уж тем более - такие два...

Тигр и дракон - разные животные (кто бы сомневался). Как учит нас выдающийся китайский режиссёр Энг Ли, тигр - крадётся, дракон - прячется. Так повели себя и АЧХ системы в двух конфигурациях: для SQ и для ESPL. В варианте для качества звучания АЧХ - образец мягкой поступи, подъём на нижних частотах заметно меньше, чем в обычных, бытовых системах, не предназначенных для соревнований. Это, кстати, было слышно. При этом форма басовой АЧХ - столь же образцово плавная и ровная. Когда систему переключили в режим дракона, пришлось приподнять общий уровень звукового давления, иначе дракон норовил спрятаться ниже оси частот, выставив наружу только мощный хвост, энергия которого сосредоточена в полосе частот 40 - 60 Гц. Однако если посмотреть непредвзято и внимательно, можно заметить: выше 100 Гц частотные характеристики практически одинаковы. Дракон, таким образом, тоже не лишён тигрового окраса...

Когда машина находится не на спортивной арене, а движется вместе с потоком и хозяином по делам боле будничным, Алексей предпочитает слушать блюзовые композиции. По его словам, сильный эффект будильника, когда за руль приходится садиться позже, чем нужно, или раньше, чем хотелось бы, оказывают произведения Вагнера. Упомянутого классика я к прослушиванию привлекать не стал, дело было в разгар рабочего дня, и все уже пропустили не по одной чашке кофе. Вместо него пустил в дело диск «Heart of Rhythm'n'Blues» («АЗ» №1/2003), который обладает весьма ценным свойством - с его помощью практически неслышные на других дисках огрехи звучания приобретают незваную заметность.

Мои наблюдения по поводу звуковой сцены полностью совпали с выбором Алексея - ширина действительно была выше всяческих похвал. Система хорошо передала музыкальный темп, хотя лёгкость звучания омрачили чересчур, на мой капризный взгляд, гулкие мидбасы. Вокал, и мужской, и женский, был весьма правдоподобен, удалась передача экспрессии и эмоций исполнителей. Верхняя середина оказалась выпуклой, что, впрочем, благоприятно сказалось на разборчивости сольного и бэк-вокала. Иногда излишняя «хрустальность» звучания привлекала к себе ненужное внимание. При работе переднего сабвуфера энергии на нижнем краю диапазона было явно мало. Атака ударных инструментов выглядела скорее умеренной, чем выдающейся.

В праворульных машинах меняется лишь направление переноса приборного щитка

Несмотря на замысловатую форму, корпус саба легко демонтируется

Обычное с виду проставочное кольцо на самом деле выточено из стальной заготовки

Все технологические окна заглушены одним алюминиевым листом

Тигровая шкура досталась не только головному устройству, но и его пульту управления

Боевые пищалки для замеров по ESPL смонтированы на передних стойках

Размер твитеров Supremo потребовал адекватных подиумов на площадках зеркал

Главный прибор в музыкальной оснастке машины - головное устройство

Среди боевого оружия есть и предметы мирного назначения, призванные охладить пыл нешуточных спортивных страстей

Глаза и пасть зверя оборудованы подсветкой, которая при работающем дымогенераторе создает необходимый устрашающий эффект

Дракон возлежит поверх подиума, внутри которого, помимо звуковой электроники, смонтированы дымогенератор, электроприводы и другие элементы системы

Крышка подиума, приводимая в движение с брелока ДУ, открывает доступ к главному тумблеру SQ/SPL внутри

Охлаждение «раздетых» усилителей организовано принудительной вентиляцией подиума

СОСТАВ СИСТЕМЫ 3-полосный фронт + сабвуфер/сабвуфер ИСТОЧНИК Pioneer DEX-P9R ПРОЦЕССОР Pioneer DEQ-P9Q УСИЛИТЕЛИ Xtant X603e, X604e АКУСТИКА AD M40NEO, MM6, Morel MT-23, Morel Supremo САБВУФЕРЫ Infinity Kappa Perfect 12.1, Oris ASW-1040


Источник: Журнал «Автозвук»