Инсталяция автозвука Subaru Forester

СТУДИЯ ECLECTIC AUDIO

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Виталий КАРЕВ

ПОДПРОСТРАНСТВО

Ну признайтесь, когда читали у фантастов про выход в подпространство, хотелось, чтобы это было правдой. Вот так, не сходя с места — и в какую-то другую вселенную.

Хорошо, что сразу признались, а то трудно в нашем деле людям бескрылым, лишённым мечты и фантазии. Практицизм – это, конечно, хорошо, но... Впрочем, Марату Салимову, хозяину этого «Форестера», удалось материализовать мечту о параллельной вселенной самым практическим образом. Приобретая этот автомобиль, он проявил все признаки принадлежности к не очень многочисленной, но очень авторитетной группе любителей car audio. Это те, кто покупает машину под звук, а не ставит звук в машину, купленную почему-либо ещё. Маньяки и фанатики в самом лучшем, почтительном и восхищённом смысле.

Марат, впрочем, пошёл даже дальше. Автомобиль выбирался как платформа для системы, рассчитанной на многоборье. Качество звучания, звуковое давление и EMMA Racing одновременно. Вернее, последовательно, но на одной и той же машине.

Исходя из гоночного потенциала, первый выбор пал на «Импрезу». Но, посмотрев на багажник, Марат подумал о чём? О колясках и картошках? Не на того напали. О возможности поместить там эспиэльный сабвуфер. И в рамках выбранной концепции переключил внимание на Forester, найдя модель с такими же задатками, как у «Импрезы»: 2,5 л с наддувом, а уж полный привод у Subaru — обязаловка.

Строить систему Марат приехал туда, где это для него уже с успехом делали — в Eclectic Audio ставили предыдущую систему, в Mitsubishi Lancer, она, кстати, побывала в этой рубрике в №12/2006. От прежней установки в эту перешёл источник, говорят, что попробовавшие «реинкарнированный» 9255 на другое уже не смотрят. Выбор остальных компонентов Марат доверил Виталию Кареву, что было смелым поступком, Виталий умеет на шутку ответить шуткой, в данном случае, встретившись с причудливой концепцией системы, он ответил нестереотипными решениями.

В машине в итоге оказались два аудиопространства, точкой перехода из одного в другое стал источник. В остальном (если не считать питания) системы параллельны и независимы.

«Чудить», по выражению конструктора, он начал уже в звуковом (не эспиэльном) пространстве. Аудиосистема, предназначенная для высококачественного звучания — полностью поканальная, с двухполосным фронтом и сабвуфером. Где начудил, спросите вы, это вроде бы традиция номер один? А вот где. Мидбасы фронтальной акустики производителем позиционируются как среднечастотники с расширенной полосой. Калибр — необычный, 12 см, то есть даже меньше привычных нам 5 дюймов. И тем не менее именно два А 12.01 — главное басовое звено фронта. Динамики с собственной резонансной частотой

75 Гц (что изрядно для «недопятёрок», не так ли?) установлены в приборную панель так, что работают в режиме free air, то есть — с той же резонансной частотой, а в конечном счёте их рабочая полоса ограничена фильтром головного устройства, настроенным на 80 Гц. Ниже — сабвуфер, всё как у людей. Но Карев и здесь почудил. «Музыкальный» сабвуфер в системе — фронтальный, на базе 10-дюймовой головки Genesis A 25.01. Место прописки сабвуфера — бардачок в панели приборов, при этом пассажирский эйрбег не затронут, под ним удалось выкроить объём около 15 л.

Потом мы увидим, что немного недокроили, именно к басу возникли претензии и у нас, и у судей на финале чемпионата Европы в Дании, работу системы в остальных регистрах они оценили высоко, для чего были все основания. Чудил с излучателями фронтальной акустики Карев не просто так. Известно, что на средних, наиболее важных в музыкальном отношении частотах лучше всего себя ведут головки небольшого калибра, повсеместно применяемые в трёхполосных системах. В двухполосках царит вечный компромисс: меньше динамик — лучше середина, но слабее мидбасовый подпор. И наоборот. В данном случае головки обладают редкими, на грани уникальности, параметрами и всю отведенную им полосу от 80 до 3500 Гц отыгрывают безукоризненно. Выше в игру вступают пищалки R1, по существу — тот же легендарный кольцевой излучатель Scan Speak, повторить который другим производителям не удаётся, поэтому берут из первоисточника, принесшего немало призов и наград и в car audio, и дома, такие же стоят, например, в топовых Polk Audio.

Начудив в выборе компонентов и схемы системы, Карев не стал идти на ухищрения технологического характера. Мидбасы стоят в приборной панели, которая, в силу их небольшого калибра, функциональных жертв не понесла, даже все воздуховоды остались на месте. Пищалки — в уголках зеркал, такая схема сейчас успешно теснит «классику» со стойками в качестве носителей ВЧ-излучателей. Хотя нет, немного всё же начудил. Усилители оказались установлены... в задних стойках. Все четыре «Дженезиса». Почему четыре, на схеме вроде три? А четвёртый принадлежит другому пространству, до него ещё дело не дошло.

Такая компоновка усилителей, сама по себе остроумная и даже удобная в смысле доступа к регулировкам и узлам коммутации, стала звеном цепи приключений, в которых Марату довелось поучаствовать на пути к Еврофиналу. Первое приключение организовал автомобиль. Уж как на нём Марат тренировался, неизвестно, он помалкивает, но только за неделю до предполагаемого выезда полетел редуктор заднего моста. Насмерть полетел. Машина новая, на гарантии, дилер уверил, нет проблем, поставим новый редуктор, как только прибудет на склад. Месяца через три-четыре, не больше...

Что делает Марат? Сдаётся, покупает проездной на метро и программу телепередач на октябрь? Ага, как же. Он умудряется каким-то образом взять редуктор напрокат. Съездить в Данию и обратно. Берёт, ставит и едет. Потом возвращается, выдёргивает и отдаёт с благодарностью, что тут такого, житейское дело...

Источником второго приключения стали добрые друзья и соперники из совершенно теперь европейской Чехии. Увидав усилители в стойках, они тут же гуськом побежали жаловаться главному судье, не положено, мол, с такой установкой выступать в ESPL, положено, когда всё ниже уровня стёкол. При посредстве тим-лидера нашей сборной Дмитрия Матвеева разобрались и сверили с буквой правил: не «всё», а сабвуфер. А он — ниже. Чехи побежали опять смотреть, мало их учили, прибежали радостные, у него, дескать, и сабвуфер выше спинки сиденья, вот же, вот, все видели, здоровенный такой. Тут уже объяснения дал обычно немногословный Марат. «Это не сабвуфер. Это — тоже усилитель, только большой». Проверили и это. В общем, последняя надежда чехов не быть на замерах ESPL порванными на свой национальный флаг улетучились. Были порваны, как только в работу вступила аудиосистема, составившая второе, параллельное аудиопространство в «Форестере».

Эта система устроена так: с одного из выходов HX-D2, в режиме SQ поставленного «в ноль», сигнал идёт на четвёртый (три участвуют в SQ-системе) Genesis Stereo 100. К его выходам попарно-параллельно подключены четыре коаксиальных системы Magnat Xcess 162, установленные в дверях, передних и задних. Эта акустика создаёт музыкальную основу при оценке ESPL, басовым фундаментом занимаются совсем другие компоненты. То, что коллеги приняли за сабвуфер, действительно было одним из двух (!) сабвуферных моноблоков «редкой и безумной» (© Виталий Карев) модели Rockford Fosgate. Один из моноблоков установлен на корпусе сабвуфера со стороны спинки заднего сиденья, второй растянулся на сабвуфере сверху, во весь свой чуть ли не метровый рост, он-то и выступает над «уставной» границей, предусмотренной правилами. Оба моноблока работают совместно и синхронно, мостом, на сабвуфер ещё более редкой и безумной разновидности: у TRF 2212 магнит примерно такого же диаметра, как фланец. Живёт безумный сабвуфер в 80-литровом корпусе с фазоинвертором, занимающим значительную часть багажного пространства и существенно меняющим развесовку машины, когда ESPL-сабвуфер на месте, нагрузка на заднюю ось возрастает почти на 50 кг. Поэтому перед заездами EMMA Racing его из машины изымают, здесь нагрузка идёт уже на руки и хребет спортсменов.

Зато переход от SQ к ESPL требует перетыкания всего одного межблочника и одной регулировки на «голове», в результате чего сигнал не идёт на три фронтальных усилителя, зато идёт на четвёртый, «дверной».

В Дании Марату где-то повезло, где-то нет. По звуку он попал в один из «двойных», перегруженных участниками сверх всяких пределов классов «Любитель 5 каналов» и в своей группе оказался на четвёртом месте (из 12 машин). Это, к сожалению, не позволило выйти в финальную группу машин, претендующих на призы. Зато в ESPL реванш состоялся, порваны были все и мелко.

Что сегодня на уме у Марата? Четвёртое пространство. Оно существует, на соревнованиях EMMA это — мультимедиа. Причём выйти в него Марат планирует, не прерывая космической связи с тремя уже освоенными. Фантасты утверждают, что параллельных вселенных на самом деле очень много...

SQ

Первая особенность звучания проявилась на первых же секундах. Оно идеально сфокусировано, источники локализуются буквально до миллиметра, но это происходит, увы, не без последствий для ширины сцены, она не так велика, как хотелось бы, всё очень «централизованно». Голоса солистов (обоего пола) красиво парят в воздухе над приборной панелью, задние звуковые планы располагаются где-то над щётками стеклоочистителей, а это в Subaru довольно далеко от середины приборной панели. Достоинства фокусировки проявились и на семи барабанах, крайние (1 — 2 и 6 — 7) не слипаются, тональный баланс вдоль сцены остаётся совершенно неизменным. Басовый регистр звучит, на наш взгляд, небезукоризненно: на соло ударника (трек 11 «АудиоДоктора») некоторая застенчивость и неуверенность в звучании барабанов контрастировала с чистым и натуральным звоном тарелок. Турецкий барабан проявил суббасовый потенциал системы: звучание не лишено фактуры, но уж очень приглушено, размеры и буйный нрав самого крупного ударного инструмента оказались потеряны.

RTA (SQ)

Hу вот вам и ответ: АЧХ системы недалека от идеальной начиная с 80 Гц частоты раздела фронта и сабвуфера (пусть и тоже фронтального). Но сабвуфер явно демонстрирует: ему тесно в отведенном объёме, отсюда и неаудиофильский горб на 50 Гц, и спад на самых низких частотах, 30 Гц по отношению к 50 теряют больше 10 дБ. Впрочем, довольно об этом, вот дальше — загляденье. «Фича» системы — монотонный и очень пологий подъём АЧХ к верхним частотам (в среднем на 4 дБ от 80 Гц к 16 кГц). При этом ни одной заслуживающей осуждения аномалии на этой наклонной прямой нет.

Попробовавшие на вкус 9255 второго поколения от него больше никогда не отказываются

Мидбасы в приборной панели — даже не «пятёрки», калибр головок — всего 12 см

Теперь — внимание: фронтальная акустика звуковой системы — два верхних излучателя. То, что в дверях, относится к ESPL

Пищалки — кольцевые излучатели конструкции Scan Speak, в данном случае сделанные для Genesis

Два басовых моноблока растянулись во всю ширину салона, один — на сабвуфере, другой — перед ним

Четыре 6-дюймовых коаксиала Magnat Xcess обеспечивают музыкальное сопровождение для ESPL-сабвуфера

Эспиэльный сабвуфер — с фазоинвертором. А фазоинвертор — с хитростью от Карева, раскрывать которую он не стал

Соперники на Еврофинале сначала бросились жаловаться на усилители на стойках...

... а когда не вышло — на усилитель, принятый ими за сабвуфер. И опять не вышло...

SUM

Тип системы: аудио/ESPL

Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер (SQ) / коакс. + сабвуфер (ESPL)

Источник: Clarion HX-D2

Усилители: Genesis Stereo 60, Stereo 100 (SQ)/Genesis Stereo 100, Rockford Fosgate T40001bd (ESPL)

Акустика: Genesis R1, A12.01 (SQ)/ Magnat Xcess 162 (ESPL)

Сабвуфер: Genesis A 25.01 (SQ)/ Rockford Fosgate TRF 2212 (ESPL)


Источник: Журнал «Автозвук»