Николай МИХЕЕВ СТУДИЯ «АВЕРС-ЦЕНТР», г. Киев РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: Евгений Брызжатый, Александр Мосин, Олег Погребийский СУММА ТЕХНОЛОГИЙИмя у машины длинное, и чем дальше по нему продвигаешься, тем внушительнее оно звучит. Ну «Додж», что тут такого. Мог бы быть и «Крайслером», и «Плимутом», разницы никакой. Charger — это уже интереснее, не Neon какой-нибудь... А главное — под конец. SRT, да ещё 8. Сокращение расшифровывается как Street Racing Technology, а восьмёрка означает, что освоение этой технологии не стоит на месте, и то, что в ином контексте воспринимается как антиобщественное поведение, служит добрым людям, да ещё как служит. Без приставки насчёт «технологии» это был бы, в сущности, тот же 300С. Солидно, в чисто американском тяжеловесном стиле, но без огня. А так огня — сколько хочешь. Силовой агрегат — 6,1-литровый V8 HEMI на 425 л.с., при разгоне с места до 100 км/ч SRT8 способен «выбежать» из 5 с, а через 16,5 с показать результат 160 км/ч. Отметка максимальной скорости на спидометре — 300 км/ч. Чтобы от этой отметки вовремя вернуться к нулю, SRT8 оснащён тормозами Brembo, которые, по информации разработчиков, берутся остановить громилу со скорости 100 км/ч на 35 м дорожного полотна. Итак, что это, классический американский muscle car, каких мы видим в кино про хороших и плохих парней при неизменно хорошей погоде? Не совсем. У Charger SRT8 есть ESP и ABS, а также трэкшн-контроль и система помощи при экстренном торможении, то есть всё, что полагается обычному автомобилю представительского класса. Две технологии действительно суммировались. Автомобиль представили, теперь немного о его владельце. Геннадий — продвинутый молодой человек, азартный, любящий красивые машины и быструю езду. Своего SRT он дожидался около полугода, а получив, вынужден был тут же с ним расстаться. Да нет, «Чарджера» не припарковали на штрафплощадку ДАИ (это по-нашему то же, что у вас ГАИ, но звучит намного понятнее, правда?) за превышение скорости где-нибудь на автобане Одесса — Киев. Просто Гена постоянный клиент «Аверс-центра», хорошо знающий работы его специалистов. Поэтому и решил сразу после покупки переделать в SRT8 звук, изменить интерьер и экстерьер, доукомплектовать машину оборудованием. А ведь это уже тенденция. Все больше новеньких, с иголочки, авто чуть ли не прямо из салона норовят зарулить в тюнинг-студию. Дорогие и очень дорогие иномарки — тоже. Постиг отечественный автолюбитель суть понятия «моя машина» и норовит к уже сидящим в ней технологиям добавить свою, личную. Однако вернемся к нашим баранам. Вернее, к «барану», который, как известно, является фирменным знаком Dodge. Центр оказался весьма загруженным, поэтому реализацию проекта заказчику предложили выполнить в два этапа, перенеся на несколько месяцев наиболее трудоёмкие работы. На первом этапе решили оборудовать в салоне вторую зону развлечений, рассчитанную в основном на детей. Машину также оснастили охранным комплексом и необходимым заказчику дополнительным оборудованием для комфортного, безопасного вождения и парковки. Ведь владелец планировал использовать «Додж» каждый день. После этого владельца с машиной отпустили с богом, и так, лишённый долгожданной обновки, Геннадий две недели страдал неописуемо. На втором этапе в автомобиль инсталлировали основную аудиосистему и переоформили салон. Мы встретили машину в самом конце второго этапа, поэтому увидели сразу все. И услышали тоже. Вот со звука и начнем. В отношении музыкальных жанров Геннадий достаточно всеяден и никаких особенных предпочтений инсталляторам не высказывал. Любит рок и электронную музыку, иногда может послушать и классику. Штатный звук не устраивал его, даром что на заводе машину оснастили довольно развитой аудиосистемой с сабвуфером и динамиками Kicker в передних дверях (мидбасы), торпедо (твитеры), как это делают во многих американских автомобилях. Но, увы, не показалось это добро владельцу. В «моей» машине и звук должен быть «мой», правильно? Геннадий тоже так считал, поэтому попросил поставить в «Чарджере» достаточно мощный, качественный, полупрофессиональный, скажем так, звук. Перед инсталляцией аудиосистемы провели тотальную виброшумоизоляцию автомобиля: двери, пол, потолок, пожарная перегородка, задняя полка, багажник, колесные арки и внутренние поверхности крыльев. Ведь машину полностью разбирали под перетяжку салона, и не сделать этого было бы просто грешно. Использовали материалы STP, Kicx, а поверх них, вторым слоем — Splen толщиной 7 мм. Впрочем, не везде. На полу, например, сохранили заводскую шумоизоляцию — прессованный войлок, чтобы лёг штатный ковер. Организация в салоне двух зон развлечений — пожелание заказчика, ведь Геннадий любит путешествовать и отправляется в дальние поездки с детьми. Поэтому были установлены два головных устройства: двухдиновый комбайн Pioneer AVH-P 6800 DVD в центральной консоли на место штатной «головы» и однодиновый DVD-ресивер Pioneer DVH-P 580 MP в отсеке подлокотника между сиденьями водителя и переднего пассажира. Схему новой аудиосистемы выбрали специалисты «Аверс-центра»: двухполосный компонентный фронт, коаксиальный двухполосный тыл и два сабвуфера на базе 10-дюймовых головок. Усилители и акустика в системе — от одного брэнда, Audiosystem, хотя, как мы знаем, усилители — чистокровные итальянцы, а динамики — немцы. Фронтальная акустика — HX-Line HX-165PDUST, тыловая — CO-Line CO-609, сабвуферы — X-ionLine X10. Если говорить о коаксиальной тыловой акустике, то это достаточно мощная качественная система на базе овальной мидбасовой головки формата 6 х 9. И это вовсе не дешевый комплект, а часть верхней части линейки продуктов Audiosystem. Мидбасы инсталлировали в штатные места (того же размера) в передних дверях, предварительно их подготовив. Изготовили внешние подиумы, которые смонтировали на карты передних дверей, и внутренние, установленные на внешних филенках. Двери тщательно шумовиброизолировали. Внутреннюю и внешнюю филенки — материалом STP. Так как объем передней двери большой, то на всю площадь внутренней филенки нанесли звукопоглощающий материал Splen толщиной 16 мм в один слой. Подиум закрепили на двери болтами, тоже шумоизолировали его «Спленом» и поставили динамик. Сверху установили саму карту. Достаточно мощный мидбас работает на весь объем двери, который немного уменьшился за счет изолирующего материала, в некоторых местах уложенного в два слоя. Частотный диапазон НЧ-головки ограничен сверху где-то на 2300 Гц, снизу он срезан примерно на 80 Гц. Вмешиваться в конструктив двери не пришлось, динамики в аккурат встали в штатные места. При монтаже мидбасов не было возможности как-то развернуть их, изменить угол. Для этого пришлось бы, во-первых, переделать большую часть площади карты, а во-вторых, не факт, что торпедо позволило бы в таком варианте беспрепятственно открывать дверь. Вполне мог, например, перестать открываться по-американски просторный бардачок. Поэтому мидбасы установили параллельно плоскости двери. Это сказалось на формировании звуковой сцены, как именно — расскажем в свое время. Твитеры установили в верхние уголки дверей, напротив внешних зеркал заднего вида — стандартное решение. Предварительно смонтировали их навесным способом, прослушали, уточнили места размещения и выбрали угол установки пищалок, имеющих достаточно широкий сектор излучения. Для инсталляции изготовили солидные подиумы, с помощью которых и установили пищалки. Кроссоверы разместили по-американски — в кик-панелях. В таком варианте они легко доступны для настройки и регулировки. У кроссоверов HX-Line регулировок немало, включая и крутизну спада АЧХ фильтров, поэтому доступ к кроссоверам не должен был быть затруднён. Тыловые овальные коаксиалы поселили в штатных местах в задней полке. Обошлись при этом минимальными доработками, заводские динамики были того же типоразмера. Овалы исполняют роль подзвучки, ведь в машине в поездках практически всегда есть пассажиры на заднем сиденье. Пищалки — поворотные и работают на отражение от заднего стекла. Заднюю полку перед установкой акустики шумоизолировали STP, изготовили небольшие подиумы, установили переходные кольца, на которых и смонтировали коаксиалы. Была еще проблема. Заводские тыловые динамики были прикрыты декоративной, надо сказать, вовсе не акустической тканью, которая заметно поглощала звук. Ею была перетянута вся задняя полка. Инсталляторы изменили декор тыловой акустики, выполнив его радиотканью черного цвета. Остальную площадь «шляпной» полки перетянули алькантарой того же антрацитового оттенка. Дополнительно усиливать заводскую заднюю полку не пришлось. Как уже говорилось, Геннадий любит путешествовать с семьей, поэтому багажник ему нужен для использования по прямому назначению. В этой машине грузовой отсек по-настоящему огромен. Инсталляторы могли бы свободно разместить в нем на виду все компоненты «сильного звена» системы. Но учитывая, что хозяин может загрузить в багажник даже, скажем, велосипед, установщики постарались максимально сэкономить полезный объем и разместили компоненты скрытно. Сабвуферы инсталлировали по бокам отсека. Акустическое оформление их выполнено по технологии «стелс» и представляет собой закрытый ящик объемом примерно 22 л каждый. Нижняя и передняя стенки его выполнены из многослойной фанеры толщиной 20 мм. Остальные стенки выклеили из двух слоев стеклоткани с помощью полиэфирной смолы по внутренней поверхности крыла с максимальным использованием его объема. Затем внутреннюю поверхность ящиков изолировали 2 — 3 слоями STP, чтобы демпфировать его, и уложили слой синтепона с волнистой структурой для поглощения призвуков. Надо сказать, что заказчик высказывал пожелание сохранить внутренний объем багажника вовсе не в категоричной форме. Поэтому такое решение — во многом инициатива установщиков. Действительно, грешно было бы отобрать багажник у «Чарджера» — спортсмена и путешественника. Производитель рекомендует в качестве акустического оформления для сабвуферных динамиков Audiosystem X10 ящик-фазоинвертор. Но «фазик», как известно, требует большего объема. Поэтому инсталляторы выбрали закрытый ящик. С помощью компьютерной программы просчитали объем, уточнили его по результатам прослушивания и получили те самые 22 л, которых оказалось достаточно. Они убедились, что сабвуфер хорошо отыгрывает бас и басовая поддержка в системе получается серьезной. В принципе, можно было бы обойтись даже одной головкой. Но с двумя красивее и солиднее. Владелец сначала не собирался менять штатное головное устройство, в значительной мере — чтобы не вмешиваться в дизайн центральной консоли. На первом этапе работы так и сделали: установили в подлокотник DVD-ресивер для второй зоны, а штатную голову оставили на своем законном месте. Но тяга к лучшему всё же перевесила, к тому же планировалось установить в машину видеокамеру заднего вида и GPS-навигацию, а подать сигналы с них на штатное головное устройство было просто нереально. Слишком уж прочно оно было интегрировано в центральную консоль, все управление организовано по шине. Поэтому заказчик аккуратно был подведен к осознанию того, что расстаться со штатной «головой» ему всё-таки придётся. И ничего при этом Геннадий не потерял (не считая известной суммы денежных знаков), а только приобрел, и имя приобретению — мультимедийный центр Pioneer AVH-P 6800 DVD. Габаритами аппарат несколько меньше штатной «головы», поэтому пришлось кое-что предпринять для его вживления в центральную консоль. Сделали, например, металлическую «шахту» под «Пионер» и поместили её куда надо. Организовали места крепления нового головного устройства. Затем установили декоративную переходную рамку. И сейчас «двухдиновик» смотрится в центральной консоли как родной. Усилителей в системе два — одинаковых, четырехканальных. Это так любимые спецами «Аверс-ценра» Audiosystem Twister F4.380, которые они уже применяли в других проектах. Один из них работает на фронтальную и тыловую акустику. Другой включенными попарно в мост каналами раскачивает сабвуферы. Разместили усилители в багажнике скрытно. Облегчило жизнь установщикам то, что «Чайджер» не имеет на борту запасного колеса и даже не оснащен докаткой (настоящий спортсмен). У машины есть система аварийной подкачки колес, и за счет этого она при проколе может добраться до ближайшего сервиса (у них, в Америке, на фривеях с этим просто). В нижнем отсеке багажника под поднимающейся крышкой есть бокс, выполненный как пресс-форма с отделениями для хранения дополнительного оборудования и разных мелочей типа балонного ключа. Его и использовали для размещения усилителей на специально изготовленном каркасе-подиуме. Он двухуровневый. В нижнюю нишу переселили те самые мелочи, поместили в ней буферный конденсатор Stinger емкостью 1,2 Ф и проложили монтажные провода и кабели, которые подключили к штатной аккумуляторной батарее, расположенной рядом. На втором этаже устроились усилители. Под корпусами их достаточно свободного места, и штатные кулеры вполне справляются с отводом тепла. Этот двухуровневый каркас изготовили из многослойной влагостойкой фанеры, а не металлическим, чтобы не нагружать машину (всё-таки это спорткар). Да и достаточно фанеры под такую нагрузку (всего-то два компактных усилителя). Толщина фанеры 20 мм (нижний уровень, закрепленный на днище автомобиля штатными болтами) и 15 мм (верхний уровень). Как принято в Центре, монтаж системы выполнили по правилам соревновательных организаций. Или почти по ним. Надо сказать, что, как и многие другие «американцы», SRT8 замучил инсталляторов мощными электромагнитными наводками, и им пришлось основательно повозиться с прокладкой проводов и кабелей. Не говоря уже о межблочных проводах, проложенных по всему кузову, очень серьезные наводки были и на акустические кабели. Межблочная проводка Thunderbolt, силовая — Dietz, акустическая — «Чернов Аудио». При монтаже проводов и кабелей их уложили в жгуты, стянули стяжками, проложили в стороне от штатной проводки и надежно закрепили через определенные промежутки по всей длине. Для борьбы с наводками при прокладке новой проводки пробовали разные варианты, свели в одну точку «массу», установили фильтры. LCD-мониторы Alpine TME-M710 тылового кинотеатра смонтировали с помощью комплектных коробок, которые вживили в подголовники передних сидений заподлицо с их корпусами. Потом подголовники заново перетянули кожей. Зрителей второй зоны снабдили ИК-наушниками Challenger для прослушивания саундтреков DVD. Надо сказать, что заводское оформление салона Dodge Charger SRT8 было вовсе не дешевым. Во многих местах использовалась натуральная кожа, применялся качественный кожзаменитель и материал, похожий на замшу. В общем, не так уж все было простенько и стандартно. Но, уже потратив на машину достаточно денег, Геннадий решил выложиться до конца и сделать по-настоящему эксклюзивный автомобиль. Несмотря на то, что SRT8 сейчас на Украине — штучный товар. Интерьер был оформлен в темные цвета, и заказчик хотел сохранить такую гамму. Классическая формула «джентльменского прикида» — белый верх, черный низ. Так и сделали. Потолок салона перешили в светлую алькантару, низ его тотально перетянули черной кожей. Использовали очень качественную натуральную кожу Nappa сродни той, которой на заводе оформляют салоны таких дорогих и престижных иномарок, как Merсedes и Audi. Кожу прострочили ромбиками. Получился салон, выдержанный в стиле представительской машины, пока не заметишь «ковши» передних сидений. Чтобы добавить автомобилю спортивности, агрессивности, кожаную обшивку подчеркнули «стрелами» красной строчки. Стилистически это перекликается с красными «скобами» тормозов Brembo, задними, по-американски «монохромными» фонарями и обозначением модели на корме. Строгий, выдержанный и даже минималистский стиль оформления салона выбрал заказчик из нескольких предложенных ему вариантов. Нашего «спортсмена» одели в деловой костюм. Но и в нем он способен одолеть «беговую дорожку» не хуже, чем в легком спортивном. Что ещё установили в машину? Да много всякого. Под торпедо — пионеровский адаптер iPod, шнурок от которого вывели в бардачок. Навигационную систему Garmin GVN52 спрятали тоже под торпедо. Для этого пришлось слегка потесниться штатному оборудованию. Впрочем, там вдоволь свободного места, поэтому особых проблем не возникло. Видеокамеру заднего вида пристроили на задний бампер, чуть выше номерного знака. Для этого опять же пришлось немного подвинуться фонарю подсветки заднего номера. Установили блоки доводки стекол и люка при постановке автомобиля на охрану. Это средство обеспечения безопасности, и не стоило экономить на нём в таком комплексном проекте, когда разбиралась «до металла» буквально вся машина. Замена фирменных черных сеток радиатора никелированными, поставляемыми отдельно для этой машины — инициатива тюнингеров, которые очень любят заниматься рестайлингом. Стробоскопы и СГУ пожелал установить заказчик. Ему по нраву быстрая езда, а эти штуки добавляют «спортсмену» куража, выделяют его из транспортного потока, заставляют других водителей обращать внимание на этот стремительный, мощный спорткар. В конце концов, это тоже средство обеспечения безопасности. СГУ подключили нестандартно. Она активизируется при включении зажигания и подает сигнал при нажатии на клаксон. Как известно, в США ксенон не жалуют, машина на заводе была укомплектована мощной оптикой, но традиционной, галогенной. Установили три ксеноновых источника: ближний/дальний свет и противотуманные фары. Надо сказать, что при столь трепетном отношении к новому дизайну этого дорогого автомобиля в нём устроили не самую продвинутую аудиосистему, хотя и достаточно сбалансированную, «собранную». Ведь ставилась задача продвинуться по всем фронтам, не зацикливаясь на каком-то одном виде работ, чтобы они не выпадали из общего уровня. И специалисты центра добились этого: здесь и экстерьер, и эксклюзивный салон с двумя зонами развлечений, в котором развернут мобильный кинотеатр с качественным звуком. Получился очень оригинальный, гламурный и спортивный автомобиль одновременно. Когда в одной машине встречаются многочисленные технологии, они образуют не сумму, а произведение... |
Обновлённое рабочее место «главного технолога» Установку фронтальных мидбасов в двери брутального американского дизайна завершили декором на тему бараньей головы, излюбленную маркой Dodge Найденная ориентация пищалок в уголках зеркал была увековечена в композите подиумов Центр управления второй зоны развлечений Небольшой рестайлинг передней части машины придал ей ещё большую выразительность 20-дюймовые колёса и тормоза Brembo отвечают за экстремальные параметры разгона и остановки SRT8 Задние двери претерпели только стилистические доработки Выходное звено второй зоны — два монитора Alpine Эклектичность SRT8 наиболее заметна по сиденьям: задние — как у представительского лимузина, передние — как у спорткара Необычным стало оформление сабвуферов — кожей в стиле салона и сидений Пространство под полом багажника, свободное от запаски, удачно использовано для установки усилителей Эти два барана на мосту не повстречаются, между ними — почтительное расстояние, равное ширине багажника SUMТип системы: Мультимедиа Аудио: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер Источники: Pioneer AVH-P 6800 DVD, DVH-P 580 MP Мониторы: Alpine TME-M710 Усилители: Audiosystem Twister F4.380 Акустика: Audiosystem HX-165DUST, CO-609 Сабвуферы: Audiosystem X10 SQЗанимаем места в роскошном салоне. Интересно, какой голос прорезался у него сейчас после двух этапов доработок. Заряжаем звук, слушаем. Сцена выстроена где-то у верхнего края торпедо. Если вспомнить, что в салоне построена киношная «двухзальная» система, то такое решение вполне уместно. Так же воспринимается она и по высоте. Может быть, немного выше, но не более того — все-таки это двухполосная система. При этом разрыва в звуковом поле между мидбасом и твитером нет, это точно. Глубина сцены не рекордная, зато по ширине края ее виртуально ощущаются за пределами салона. Сабвуфер локализуется впереди, что при таких немалых размерах салона — определённо достижение. Бас не спортивный, а наоборот, интеллигентный и музыкальный. При этом он не «округлен» — с динамикой и напором все ОК. Отметим тональную сбалансированность звучания, его динамичность, правдивость при подаче музыкального материала. Что ж, в отношении звука наш спортсмен не драгстер. Зато интеллигентен и элегантен, как настоящий джентльмен. Как и заказывали. |
Источник: Журнал «Автозвук»