СТУДИЯ ART-MOBILE, г. Набережные Челны РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Жан БИКЧУРИН В студии, где работали с машиной, после этой публикации, наверное, возникнет некоторая обида. Руководителем проекта указан владелец автомобиля, а имена мастеров остались за кадром. Сейчас всё объясним... ЧУВСТВО ДИСТАНЦИИДело в том, что хозяин этого авто, молодой житель Набережных Челнов Жан Бикчурин, на авторство получившегося произведения может претендовать в не меньшей степени, чем профессионалы из ArtMobile. Студия включилась в работу на финише пройденной Жаном дистанции, после того как он, своими силами экспериментируя со звуком, набил рекордное число шишек, а, как известно, набитая шишка и полученный опыт соединены неразъёмно, сплошным швом. Да и всё, что мы узнали про эту машину, когда Жан приезжал на очередные соревнования в Москву, стало известно от него самого. Так что без обид, хорошо? Впервые поставить что-то звучащее в этот (именно этот, а не такой же) автомобиль Жану пришла мысль почти шесть лет назад. Это была портативная «балалайка», интегрированная в бортовую сеть через гнездо прикуривателя. Немало ровесников Жана (а тогда ему было около 19 лет) через эту фазу проходили, и все до одного, кто проходил — прошёл и больше не возвращался. Так и на этот раз: следующим источником божественных звуков стал CD/mp3-ресивер Sony, а вторым (и последним) звеном аудиотракта — «блины» Kenwood. Дальнейший сценарий знаете? Правильно, сработала могучая формула «хочу усилок и саб». Как правило, в этом порядке, с неизбежной заменой ставшего недостаточным самого дешёвого двухканального усилителя приличным четырёхканальным. Действующие лица: первый акт — усилитель Вlaupunkt, второй акт — 4-канальный Oris и MacAudio Red Attack форм-фактора «труба». Про тот, первый сабвуфер Жан рассказывает забавную историю, она даже где-то уже попала в печать. Новая установка, разумеется, зазвучала куда основательнее предыдущей, но юному адепту автозвука баса не хватало, и он по простоте душевной переложил пунцовую басовую трубу из багажника на заднее сиденье. Первый же (а у нас за этим долго дело не стоит) мент с автоматом, остановивший машину, пришёл от неведомого предмета в сильное возбуждение: «Это что ещё такое?!» На ответ «сабвуфер» страж порядка отреагировал единственно возможным для него способом: «Ну и что, что сабвуфер, а разрешение на него где?» 2003 год, Набережные Челны. История, читай и плачь, как говорил один великий писатель. Действующими лицами следующего акта стали компонентная акустика на фронт (13-сантиметровые JBL 505SE) и 5-канальный Dragster. В таком виде в 2004 году машина впервые участвовала в соревнованиях EMMA Россия, с закономерно (а кому легко?) скромными результатами. Формально скромными, на самом деле именно тут-то Жана и пробрало. С дистанции он не сошёл, наоборот, переделки последовали одна за другой. На фронт — 16-сантиметровые DLS R6A, сабвуфер — Audiobahn 121T с отдельным усилителем Power Acoustik, головное устройство впервые в истории машины стало мультимедийным, это был Videovox PAV-1500. Жан уже собирался успокоиться, но обратно на дистанцию его столкнули неприятные сами по себе обстоятельства. И вновь не лишённые курьёзности, и вновь с участием правоохранительных органов — всё-таки есть от них польза. В один нехороший день (ну, ночь, какая разница) Vidoevox, мудро сделанный с несъёмной панелью, упёрли. А пока Жан писал заявление о краже, в припаркованную рядом с околотком машину сзади въехал «Москвич» (что уж совсем обидно). Поначалу Жан закономерно расстроился, потом, после получения страховки, взбодрился, да до такой степени, что решил машину переделать от и до. И даже больше. Здесь с дистанции одиночной гонки пришлось всё же сойти, включившись в одну команду с лучшей тюниг-студией города ArtMobile. Там перетряхнули весь двигатель и всю трансмиссию. Мотор стал 1,7 л, с мудрёными поршнями, облегченными шатунами и коленвалом, форсунками повышенной производительности, настроенным выхлопом, двойным медным радиатором, фильтром нулевого сопротивления и далее и далее. Про трансмиссию список не короче, поверьте на слово. До осени провозились, а тут уже была пора готовиться к выходу на новую дистанцию, автозвукового сезона 2007 года. Жан был твёрд в своём намерении выступить в многоборье предельно представительного состава: качество звука, ESPL, EMMA Raсing и мультимедиа. Исходя из четырёх элементов многоборья, и выбирали компоненты системы. Головным устройством стала мультимедийная станция Alpine IVA-310RB, работающая на процессор PXA-H710, фронтальная акустика была сделана на компонентах Audiotop, а бывшая фронтальная DLS R6a перекочевала в тыл, что в мультимедийной системе означает «сурраунд». Сабвуфер вырос до 15 дюймов, им явился Soundstream T4-15, той же (или близкой) породы стали и усилители. В подголовниках поселились два монитора Challenger, а в багажнике — 17-дюймовый компьютерный BenQ. Добавилась и игровая приставка Sony PS2 — мультимедиа, так без границ. Головное устройство с выдвижным монитором вынесли в верхнюю часть приборной панели, выполнив гнездо для него на базе монтажной рамки от магнитолы Hyundai. С мидбасами фронтальной акустики всё было предрешено: сдвоенные 6-дюймовые «Аудиотопы» соединены последовательно и установлены в дверях единственно возможным способом. А про СЧ, ВЧ и центральный канал споры заняли месяц. В итоге центральный канал образован специализированной акустикой Alpine DLB-100R, его смонтировали по центру торпедо с заглублением и доворотом в салон, купольные среднечастотники Audiotop MDS-40P встали горизонтально на отражение от стекла, ВЧ-излучатели (шёлковые Audiotop) окончательно прописали только после предварительного прослушивания. Самым трудоемким стало изготовление короба сабвуфера, поскольку планировалось участие и в SQ, и в ESPL на одном и том же динамике. Решение было найдено такое: корпус объёмом 120 л снабжён тремя портами фазоинверторов, в режиме SQ используется один, с выходом в заднюю полку, два других, перенастраивающие сабвуфер на эспиэльный лад, в этом режиме заглушены, а когда надо, открываются за спинкой заднего сиденья. Тыловая акустика расположилась в специально переделанной задней полке с доворотом в салон, мидбас и твитер стоят на одной плоскости и закрыты сеткой от коаксиала 6 х 9, видимо, в порядке воспоминаний о бурной молодости. Корпус сабвуфера оставил немного места для остальных компонентов, и после эскизных проработок была выбрана схема с наклонными боковыми стенками, под которыми спрятаны процессор и блок управления стробоскопами. Когда все смонтировали, стенки показались пустоватыми, тогда 17-дюймовому «кормовому» монитору придали свою акустическую систему из двух «блинов» Soundstream с собственным (уже пятым, он на схеме не показан) усилителем. После прослушивания твитеры заняли свое место в нижней части стоек лобового стекла, салон и багажник полностью перетянули в черный винил и зеленую алькантару. Из уважения к доминирующему брэнду пустили зеленую строчку в виде паутины, на потолке эту строчку дополнительно покрасили флюоресцентным раствором и установили ультрафиолетовую подсветку. В таком виде машина приехала в апреле на открытие сезона EMMA 2007 в Москву и уехала домой с четырьмя кубками, по одному на дисциплину В гонках — первое место, в ESPL — тоже, и две «бронзы» — в SQ и MM. Результат уже впечатлял, но и здесь вдохновил не на сход с дистанции (и на лавры, почивать), а на очередные переделки и перестройки. Уже в течение сезона машина несколько раз перенастраивалась, а к финалу состоялась концептуальная переделка: купольные среднечастотники Audiotop были заменены диффузорными Hertz HL 70, а пищалки заняли место в треугольниках зеркал заднего вида. В общем, с дистанции эта машина не сходила никогда. SQЗвучание машины довольно откровенно говорит о возрасте владельца: звук чрезвычайно (по-нашему, по-стариковски — даже слишком) молодёжное, с явно выраженной басовой доминантой и подчёркнутыми верхними частотами. При этом нельзя не отметить удачную «звуковую» настройку сабвуфера, он басит вполне интеллигентно (как у Папанова, помните, «сильно, но аккуратно») и чисто. Предательский турецкий барабан был отыгран легко и непринуждённо, без малейших следов натуги или монотонности. На наш взгляд, несколько бестелесно прозвучали голоса, и мужской, и женский, это было особенно заметно на фоне обильных обертонов. Зато соло на ударных исполнено так, будто специально для него система и строилась. RTAВерный Phonic, нарочно привезенный на площадку соревнований (финал России в Москве) подтвердил субъективные впечатления от прослушивания. Нижний бас в целом ровный и глубокий, есть огрех на 50 Гц, второй, на 25 Гц — даже не огрех, а особенность, довольно ценная для мультимедийной системы, там инфразнизкочастотный потенциал сабвуфера важен. Средние действительно провалены, особенно центрально-голосовая часть спектра: 600 — 800 Гц. Объективно верхние частоты не так уж выпячены, но, вероятно, из-за особенностей АЧХ в районе 5 — 10 кГц кажутся громче, чем показывает анализатор. В «европанель» интегрирована рамка для установки головного устройства, после чего всё выведено и покрашено SUMТип системы: мультимедиа Аудио: 3-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер Источники: Alpine IVA-310RB, Sony PS2 Процессор: Alpine PXA-H710 Мониторы: Challenger FD-5643, BenQ FP71G+ Усилители: Soundstream TRA680.4, TRA 340.2, SMA 4.680, SPL Z1X-2400D Акустика: Audiotop M 162, TDS 25 PR, MDS 40 P (Hertz HL 70), DLS R6a, Alpine DLB-100R Сабвуфер: Soundstream T4-15 Мало было иллюминации, Жан поставил и дымогенератор... В самом тылу багажника нашлось место под буферные конденсаторы |
Не всякой «девятке» суждена карьера телезвезды Версия системы начала сезона 2007 года, с купольниками и пищалками на стойках Рычаг КПП — лишь часть могучей системы иллюминации Проще сказать, что не поменялось под капотом. Клапанная крышка, кажется, «родная»... Аудиосистема включает мощный (даже чересчур) фронт, центральный канал и сурраунд, по-нашему — тыл В бардачке — игровая приставка Sony PS2 с двумя беспроводными джойстиками Мидбасы были задуманы сдвоенными с самого начала проекта Для управления иллюимнацией пришлось поставить отдельную панель Тематическая паутина и фамильный герб владельца на потолке светятся в ультрафиолете Считаем вместе: на трёхполосный фронт пошло по пять головок на сторону, так? Не совсем так. В ходе последних переделок купольники были изъяты, а подиумы, интегрированные в торпедо, пока нет Малогабаритная акустика центрального канала Alpine установлена в приборную панель с наклоном в салон За сетками от «лопухов» скрывается компонентная тыловая акустика После установки 120-литрового сабвуфера на полу багажника осталось место только для части усилителей Прямоугольный порт фазоинвертора в задней полке — единственный, используемый в режиме SQ |
Источник: Журнал «Автозвук»