Инсталяция автозвука Maseraty Quattroporte

рубрику ведёт Михаил ГАБРИЕЛОВ

СТУДИЯ «ТЕХ АРТ»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Давид НАЗАРОВ

ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Что прежде всего? Хочется вам узнать как можно скорее, ведь так? Каков вопрос, таков ответ: всё в этой машине — прежде всего, что мы знаем теперь.

Теперь понятнее или нет? Ну ладно, ещё раз: «прежде» — не в смысле «важнее», а в прямом и буквальном. В смысле — «до». Сейчас перед вами редчайший экземпляр. Вы не раз видели на этих страницах, как в старую, совсем старую или окончательно коллекционную машину ставилась аудиосистема на современных компонентах. Здесь же вся система была построена ровно десять лет назад на тех компонентах, которые были тогда, и всё это из «прежде» дожило до наших дней в самом рабочем состоянии, без единой модернизации. Это — важная веха, между прочим, коллекционные машины — не редкость, коллекционные аудиосистемы до сих пор не встречались. Да ещё такой выдержки, будь это коньяк, он назывался бы как-нибудь Grande Reserve или в этом роде. Если так пойдёт и дальше, могу себе представить экспонат Политехнического музея: «Перед вами чудом сохранившийся экземпляр древней автомобильной мультимедийной системы, работавшей на так называемых DVD...» А пока поневоле вспоминается...

Когда вспоминают персонажи не первой молодости, почти всегда оказывается, что вода была прозрачнее, трава зеленее и тому подобное. Легче всего было бы признать это иллюзией, затёртым психологическим штампом, если бы не очевидная востребованность давно снятых с производства компонентов. Сообщения о продаже, а ещё чаще — слёзные мольбы продать, у кого завалялось, регулярно появляются в Интернете, а характер звучания того, что было прежде, обсуждается куда охотнее технологических новаций дня сегодняшнего.

О существовании и технической исправности этой винтажной системы я знал давно, и так же давно искал случая послушать. Склонен к технической ностальгии, уж не вините грешного. Бывая в «ТехАрте», я неизменно интересовался, когда появится, или правильнее сказать изыщется, возможность послушать. Но всегда получал вежливый ответ, в смысле обязательно послушаем, но не сейчас, хлопотна инсталляторская стезя. И наконец час настал.

А кстати, вас не удивляет, что за время выдержки этой машины студия, где строилась система, никуда не делась? Немногие сегодня могут похвастать таким долголетием, так что всё в гармонии: студия, компоненты, архитектура системы и сама машина — из «прежде».

Начнём с машины, марка на наших улицах не самая частая. Исторически Maserati всегда производила спортивные купе и кабриолеты с недвусмысленным намеком на утонченный стиль и роскошь. В чем не откажешь носителю трезубца, так это в элегантности. Присмотритесь к салону, к чуть повернутым к водителю часам на торпедо, к игре фактурой кожи одного цвета на подголовниках... А названия, одно многозначительнее другого: Bora, Ghibli, Spyder... Но когда был сконструирован первый в истории компании представительский седан, руководство не нашло ничего лучше, как назвать его «Четырехдверный». Для Maserati это было самым необычным именем.

Дух и концепцию марки, впрочем, оставили в неприкосновенности. Кроме этого сохранили присущие итальянским спорткарам периода восьмидесятых небрежность сборки и капризность агрегатов. Это сейчас синьор ди Монтедземоло железной рукой насаждает качество, и в Москве открыт дилерский центр, а в 1997 году покупка такого автомобиля предполагала мужество и терпение, готовность ждать расходники и платить немалые суммы за обслуживание без всякой гарантии. Элегантность требует жертв, кто обещал иное...

Мужественный и терпеливый хозяин Quattroporte, поддерживая дружеские отношения с главой «ТехАрт», выразил желание получить высококлассную аудиосистему и выдал на это карт-бланш. Напоминаю, дело было десять лет назад. И тогда (прежде), и теперь это был один и тот же человек, и руководствовался он одними и теми же принципами — физическими возможностями объекта приложения. При создании этой системы, по утверждению Давида, у него напрочь отсутствовало стремление к абстрактному идеалу, задача стояла создать наилучшую систему в конкретной машине. Выбор головного устройства стал, наверное, единственным решением, пришедшим быстро и без колебаний. Легенда того времени, Clarion DRX 9255, актуален и востребован по сей день, а эпитетов для его восхваления крутится на языке предостаточно. Для удобства эксплуатации системы к CD-тюнеру добавили чейнджер Clarion CDC-605, поместив его под пассажирским сидением. С головного устройства сигнал поступает на активный кроссовер Phoenix Gold AX-406A. Теперь уж забыли про такие агрегаты, а когда-то («прежде») у нас в журнале проводились групповые тесты этого безусловно незаменимого для того времени вида техники. Другой совершенно забытый персонаж — графический третьоктавный эквалайзер Phoenix Gold EQ 232. Установщики нового поколения могут с первого взгляда и не сообразить, что это, состоящее из сплошных движковых регуляторов. Кстати, не только сам эквалайзер, но и его настройки ни разу с 1997 года не менялись.

Оба коллекционных устройства в системе необходимы в силу реалий того времени и применённых усилителей. Кстати, об усилителях. Положите руку на сердце и признайтесь себе, знали вы в 1997 году брэнд Butler Audio? Я себе признался. Три бескроссоверных красавца разместились в багажнике, объем которого владельцу был безразличен. Два Butler TD 1500 (2 x 150 Вт) (полное название Butler Tube Driver) работают на фронтальную акустику и сабы, Butler TD 750 (2 x 75 Вт) — на тыловые динамики. Усилители Butler примечательны не только тем, что предварительное усиление организовано на лампах, но и тем, что имеют регулятор режима лампы, именуемый Tube Enhance и не имеют обратной связи по напряжению.

С динамиками тоже всё не как теперь. Фронтальная группа — наборная: твитеры RCF TL28, мидбасы шестидюймовые Phoenix Gold 2PM160. Тыл сформирован пятидюймовым комплектом a\d\s\ 325is. Во всех случаях пассивные кроссоверы — ручной работы студии. Исключительно первый порядок, а если точнее — би-вайринг через конденсаторы Audio Note, медь в масле.

Сабвуферная конструкция под стать системе — наиболее сложный из вариантов оформления сабвуферов — полосовой. Внутри корпуса живут две десятидюймовые головки JL Audio JL10-2w4, а два порта выведены в заднюю полку.

Вспоминая работу, выполненную «прежде», из наиболее запомнившихся проблем Давид выделил сложности с дверями. «Родные» динамики стояли на опорных конструкциях из полиэфирной смолы. Итальянский конструктив изъяли и изготовили из любимой в «ТехАрте» фанеры направленные подиумы для мидбасов, отхватив немного объема у дверных карманов. Вибродемпфирование проводили с большим тщанием, нарастив алюминием тоненькие ребра жесткости. Фронтальные твитеры разместили, придав им оптимальную для водителя направленность. Тыловые твитеры постарались поставить ближе к сопредельным пятидюймовым мидбасам.

Обычно, невольно анализируя состав аудиосистемы и находя при этом знакомые имена, прогнозируешь звучание. В данном случае прогнозы могли не оправдаться, так как звучание всех без исключения динамиков мне было не знакомо. Сдержанный оптимизм внушало изощренное мастерство Давида Назарова и знакомый звуковой почерк головного устройства. Ну и некоторое знакомство с современной версией усилителей Butler. И всё же, при большом почтении к современным технологиям, компонентам и закалённым на площадках соревнований мастерам после прослушивания машины я не мог отделаться от ощущения: прежде трава точно была зеленее...

SQ

Непосредственно перед прослушиванием система играла на малой громкости около двух часов. Материалом служили редакционный «АудиоДоктор» и личная подборка композиций и дисков. Первые впечатления — абсолютно раскованное звучание, с отличным тональным балансом, немного мягкое с непривычки, характер подачи напомнил одну хорошо известную мне домашнюю систему. Никакой сумятицы, никакого надрыва. Система отыгрывает без артефактов на любом разумном уровне громкости. Эшелонирование прописано до мельчайших штрихов. Инструменты одного диапазона нисколько не маскируют друг друга. Характерные призвуки инструментов сохранены так, как в автомобиле не доводилось слышать давно, хотя однажды — точно помню, приходилось, года два назад. Обертона не только рельефны, но и подвижны (сейчас погружусь в эзотерику). Если разбирать подиапазонно: высокие частоты очень точны и комфортны. Мне на ум пришло определение «хорошо калиброванные». Средние частоты открыты до откровенности нагой красоты. Бас и суббас при отличной структурированности чуть затянуты. Самую малость. Это скорее особенность, чем недостаток. Немного мазал картину суббас. Тем, что жил между задним диваном и спинками передних кресел. Возможно, десять лет назад это считалось неизбежным злом. Но при этом отмечу: сделанная десятилетие назад инсталляция сегодня ни разу не проявила ни малейшего призвука или дребезжания, хотя рука мастера её не касалась годами, а когда она настраивалась в последний раз, не помнит никто. Слишком давно было дело. Прежде всего...

RTA

У Давида Назарова своя школа инсталляции, не претерпевшая изменений как минимум за время жизни этой системы. Одна из аксиом, которыми он руководствуется, заключается в полном отсутствии интереса к АЧХ системы, измеренной объективными методами. У нас же интерес есть. Изучая измеренную АЧХ, тип сабвуфера, как мне кажется, можно определить по непривычно крутому спаду вблизи частоты раздела с фронтом. Где-то здесь, а также наверняка в известном «тугодумии» полосового оформления кроется причина проблем с нижним басом в этой системе. Поведение АЧХ на средних частотах по нынешним понятиям небезупречно, но Давид каким-то ему одному ведомым способом умеет делать эти огрехи малозаметными, а то и вовсе незаметными на слух. Не пытайтесь это повторить, трюки выполнены профессионалами...

SUM

Тип системы: аудио

Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер

Источники: Clarion DRX 9255, CDC-605

Процессоры: Phoenix Gold AX-406A, EQ 232

Усилители: Butler TD 1500, TD 750

Акустика: RCF TL28, Phoenix Gold 2PM160, a\d\s\ 325is

Сабвуфер: JL Audio JL10-2w4

CD-чейнджер давно забытой модели CDC-605 уже десять лет живёт под передним сиденьем

Присмотритесь внимательнее, это не новомодный HX-D2, а тот самый, классический DRX 9255

Цельнодеревянные подиумы для фронтальных мидбасов отхватили немного от карманов дверей

В полке за задним сиденьем два «выхлопа» полосового сабвуфера

Благодаря характерной ступенчатой форме корпусов появилась возможность заглубить их под фальшпанель «по пояс»

Пищалки уживаются в треугольниках зеркал с системой вентиляции

Слева в багажнике — элементы, применяемые и сейчас, только теперь ставят по-другому, жёсткие правила соревнований задали тон

Справа — два реликта допроцессорной эпохи: третьоктавный эквалайзер и активный кроссовер


Источник: Журнал «Автозвук»