Инсталяция аудио-системы Ford Focus

СТУДИЯ ELECTIC AUDIO

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Виталий Караев

АЭРОГРАФИЯ Студия «БЛЕСК»

НАРОД ГОРОДА ЧЕХОВА

Дорога из Москвы на юг (а куда ещё ехать, не на север же?) неизбежно проходит мимо Чехова, районного центра столичной области. Надо бы как-нибудь свернуть с накатанной М-2 и заехать...

Интересный, судя по всему, живёт народ в районном центре. Судя даже по тому одному представителю этого народа, которого мы знаем. Поиск по сайту журнала (его, кстати, сейчас заменили более эффективным, но не сразу, а после интенсивной критики со стороны читателей) показывает: имя Сергея Бакаева появлялось на страницах пять раз начиная с 2003 года. Всегда в одной и той же рубрике — «Арена». И где-то неподалёку всегда упоминался верный боевой автомобиль Сергея. Вернее, не автомобиль, а автобус, пусть и маленький, ГАЗ-2217 «Баргузин». Упоминался всегда не без удивлённо приподнятой брови, надо же, понимаешь...

Брови (уже обе) поднимались ещё выше у консульской службы Греции, когда они узнавали, на чём и зачем едет к ним россиянин. А ехал он, став к этому времени чемпионом России, на финал Европы в Афинах. Как в анекдоте: «Купи себе автобус и езди, как все...»

Было дело. Однако чеховцы не зря живут неподалёку от скоростного по российским меркам шоссе, они на месте не стоят. Ну, может, не все, но один — точно. Пришла пора для нового автомобиля, а это у таких, как Сергей, автоматически означает — для нового соревновательного проекта.

Автомобиль выбирался, естественно, по векторному критерию. На первом месте — дом и семья, мы за традиционные ценности, Сергей, надо полагать, тоже. Потом — пригодность к установке системы требуемого (читай — высочайшего) уровня. Дальше — дизайн, мощность, и прочее. Сергей колебался между Mazda 3, Opel, Citroen C4 и Ford Focus. Какой-то период Citroen всерьез лидировал. Почему? Странный вопрос, честное слово. Разумеется, благодаря плоской и симметричной, как театральные подмостки, торпедо с готовыми местами под акустику и высокому расположению штатных мидбасов. Это же не просто народ, это особый народ. Однако по «сумме баллов» вперёд вышел Focus, не в последнюю очередь из-за того, что при заказе двухлитровой модификации (рассматривался только этот литраж, да ещё с ручной коробкой) имелась возможность отказаться от аудио вообще. А аудиоперспективы, судя по имевшимся к тому времени примерам, у машины отнюдь не хуже.

В общем, Focus пришел аудиоголый (по формулировке Сергея — «без дребезжалок»). Как раз в это время на горизонте российского car audio появился новый источник излучения (во всех смыслах) — техника E.O.S. (Emotion Of Sound). Малоизученность марки тогда внушала определенные опасения, но чеховцы — они знаете какие. Их неизвестное не пугает, напротив, возникает кураж сделать его известным.

Итак, самые важные решения приняты и даже оплачены. Теперь — за дело. Надо отметить, что солидную часть инсталляционных работ Сергей выполнил собственными руками. Для этого он оккупировал часть помещения покрасочной мастерской своих близких родственников (которых позже припахал к делу, ой, извините, рекрутировал в команду) и быстро разобрал автомобиль почти до состояния машинокомплекта, какие поступают во Всеволжск. Ломать — известное дело, не инсталлировать. К процессу сборки Сергей приступил, имея на своей стороне сильнейшего союзника — студию Eclectic Audio.

Процесс виброшумоизоляции прошел быстро и по накатанной. После настала очередь проводки. Разумеется, кабельные маршруты были заранее картированы и продуманы, исходя из концепции сосуществования в одной системе двух функций: SQ и ММ. Здесь были применены методы, достойные отдельного упоминания. Например: силовой кабель проложен в керамопластиковой трубке (по прямому назначению используется в строительстве). Далее: из алюминиевого листа толщиной 5 мм был вырезан пол, к которому приклепали пластмассовые кабельные каналы, придуманные для монтажа компьютерных сетей. Кстати, решение с кабельными каналами из ассортимента «эклектиков» (не раз наблюдал лично) это у них авторский приём.

Оптический и шинный кабели были применены Alpine, коаксиальный для видео — Canare L-4CFB, межблочники Clarity 5000 и акустические Viola 240, Viola 225t, Solo 425 из ассортимента E.O.S. Все кабели упаковали в оплетку «змеиная кожа», промаркировали и уложили в кабель-каналы. В результате местами горбатый фокусовский пол выровнялся и проводка оказалась защищена более чем надежно, если, конечно, не бить по новому полу кувалдой. Да даже если и бить... Алюминий вообще использован в инсталляции широко. Подиумы для акустики — все из крылатого металла. К примеру, фронтальные мидбасы из комплекта Е.О.S. Opera ES 165 установлены на ориентированных подиумах, каркас которых алюминиевый. Да что говорить, вся акустика опирается на точеные алюминиевые кольца. Твитеры из комплекта Е.О.S. Opera ES 165 с алюминиевыми диффузорами и купольные мидрейнджи Е.О.S. DM-200 установлены на широченных стойках лобового стекла и направлены навстречу друг другу. В ходе выбора углов установки ВЧ-динамиков, работающих через модифицированные пассивные кроссоверы, как особо подчеркнул Сергей, подтвердились результаты теста комплекта Е.О.S. Opera ES 165 в нашем журнале.

Тыловой комплект организован нетривиально, «по-чеховски». В задние двери инсталлированы мидбасы Challenger Motive MS 16.2, а на задние стойки, направленные в салон, встали коаксиальные Challenger Motive MS 102С (размер и количество полос прозрачно зашифрованы в названии). Эквивалентный объём НЧ-головок коаксиальных «четвёрок» невелик, поэтому, нагруженные на объём подиума и облицовки задней стойки, они фактически работают в режиме free air. Тыл тоже подключен через пассивные фильтры кроссоверов.

Центральный канал (система предназначена и для мультимедиа, не будем забывать) — 5-дюймовый коаксиал Challenger Motive MS 132С. Его положение на торпедо тщательно выверено, есть для этого в арсенале Карева патентопригодная лазерная технология.

В багажнике хэтчбека использована полюбившаяся и отработанная компоновка: усилительная и сабвуферная составляющие в одном, разумеется, подъемном, корпусе. Начали с того, что сварили из металла короб и облицевали его 20-миллиметровой фанерой. В левой части разместили два усилителя — четырехканальный E.O.S. AG-80F и пятиканальный E.O.S. AE-4.1., установили вентиляторы охлаждения, стартующие одновременно с включением системы. «Четверка» работает на фронт: два канала для НЧ, два, повторюсь, через пассивные кроссоверы, на СЧ/ВЧ. «Пятерка» подключена так: два канала — на мидбасы и коаксиалы тыла, тоже через пассивные кроссоверы, один канал — на центр, один канал остается вакантным, а сабвуферный — согласно назначению. Саб использован 10-дюймовый из новой серии Challenger PRO-Line 10WB. На момент применения он оставался ещё более новым, едва вышедшим из опытной фазы, и параметры головки были недоступны широкой общественности, поэтому исходили из рекомендаций производителя и не ошиблись. Идеолог конструкции этого сабвуфера — сторонник концепции свободного дыхания акустики, и для этой головки рекомендовал объём закрытого корпуса 25 л, для «десятки» это немало.

Правит бал в системе DVD-тюнер Alpine DVA-9965R. Сергей посчитал, что это головное устройство, CD/DVD-транспорт которого заимствован у серии F#1 Status (прошлого поколения, но статус и есть статус), оптимально для воспроизведения обоих форматов. Для отражения видеосигнала в торпедо установили исключительно подходящий для систем такого рода «полудиновый» выдвижной монитор Challenger CH-2100 ver.2.

Для задних пассажиров в потолок инсталлирован 10-дюймовый откидной потолочный монитор Challenger RE-1169. Он, кстати, побудил несколько расширить перечень видеоисточников, к нему добавилась игровая консоль для утихомиривания детей гуманным способом. Приставку Sony PlayStation установили под переднее сиденье. Впоследствии в верхнюю перекладину задней двери поставили два 7,5-дюймовых монитора Challenger для отдыха на природе и презентации на соревнованиях. В первую очередь, подозреваем, для презентаций, а уж потом — для отдыха.

DVA-9965R, в принципе, располагает своими цифровыми «мозгами», но они (в контексте предъявляемых требований) не могут сравниться с интеллектуальными возможностями процессора Alpine PXA — H701, так что «голова» и процессор, соединенные оптическим кабелем, составили надежный тандем.

Как возникла идея внешнего оформления машины? Ведь на соревнованиях по автозвуку оценивается оригинальность проекта и соблюдение единой темы инсталляции, а это для определённой части народа ох как важно. История столь же проста, сколь и поучительна: когда Сергей озадачился выбором темы, верные друзья ткнули пальцем в «А3» №3/2006. Там игральные карты — на первой странице, а Ford Focus во всех вариантах инсталляции — ещё в трёх местах. Так, стало быть, карты легли, рассудил Сергей. Главная из всех карт, джокер, и стала темой оформления, а уж дальше её реализовала студия «Блеск».

Однако иметь на руках сильную карту и правильно её разыграть — разные вещи. Этот материал был почти готов, когда пришло известие о результатах чемпионата Европы по автозвуку в датском Хернинге. Чеховский «джокер» — чемпион континента в категории «Мультимедиа». Интересный народ живёт в этом городе...

SQ

Прослушивание и просматривание проводилось в боксе с подключенным источником питания. Первое впечатление — чрезвычайно динамичная подача звукового материала, хотя на композиции «The Four Seasons, Winter, part 1» задуманный рисунок оказался несколько скомканным. Тем не менее тональный баланс системы ровный и комфортный. Послезвучия хорошо оформлены даже у второплановых инструментов. Сцена ясно прослушивается и в ширину, и в глубину. Для характеристики локализации инструментов я бы применил термин «острая». Если разбирать подиапазонно, то твитеры и мидбасы быстрые и яркие, а у мидрейнджей и сабвуфера подача мягче. И если для СЧ-диапазона мягкость и протяжность во благо, то сабвуфер на краю слышимого диапазона, на мой вкус, предпочтительней чуть менее обволакивающий, ещё не в режиме панча, но ближе к нему. Еще мы с Сергеем единодушно пришли к выводу: твитеры менять на шелковые непременно. И совершить это, с моей точки зрения, благое дело он мог до финала, даже отслушивал соответствующий конструктив из ассортимента E.O.S. Но совершенно верно поступил, оставив как есть, не зря бытует поговорка про коней и переправу. Что касается мультимедиа: играть в игры через PlayStation я посчитал излишним, но эпизоды хорошо знакомого фильма посмотрел с удовольствием, усугублению которого немало поспособствовал инициативный хозяин. На первых же секундах фильма он со словами: «Мультимедиа нужно слушать громко!» уверенным движением увеличил громкость процентов на тридцать от уже и без того комфортного уровня. Наш человек!

Выдвижной Challenger проявил себя очень хорошо: переливы автомобильной краски «хамелеон» одного из участников погони передавались крайне достоверно. В звуковом сопровождении легко различался свист пуль из разного оружия, и даже шины автомобилей визжали по-разному.

RTA

Не зря говорят (вернее, мы говорили, и не раз): «десятка» — оружие чемпионов. Объём оформления для «Челенджера», рекомендованный разработчиком, оказался идеален: сабвуфер в ровную отыгрывает до 20 Гц, но не ниже, делать там нечего. А чтобы звуковое давление на частотах 25, 30 и 40 Гц отличалось менее чем на 0,3 дБ, такого вообще не припоминается. Похожая идиллия — на верхних частотах, от 2 до 16 кГц система «частотнонезависима». На самом верху происходит спад, но именно что на самом-самом. Несколько выбивается из общей картины ситуация на средних частотах, но так, значит, было нужно, настройка системы — это не выравнивание АЧХ, а гораздо более сложный и многоплановый процесс, который, если ориентироваться на звучание, безусловно удался.

SUM

Тип системы: аудио и мультимедиа

Состав: 3-полосный фронт + тыл + сабвуфер

Источники: Alpine DVA-9965R, Sony Playstation

Процессор: Alpine PXA — H701

Мониторы: Challenger CH-2100 ver.2, RE-1169

Усилители: E.O.S. AG-80F, AE-4.1

Акустика: Е.О.S. Opera ES 165, DM-200, Challenger Motive MS 16.2, Motive MS 102С, Motive MS 132С

Сабвуфер: Challenger PRO-Line 10WB

Усилительно-сабвуферный отсек собран из фанерных деталей на металлической раме

«Как лучше, вот так?..»

«... или так?»

Наверняка одним из критериев выбора автомобиля были стойки, предельно удобные для установки СЧ/ВЧ-излучателей

В центральную консоль не без изящества встали DVD-тюнер Alpine и «полудиновый» выдвижной монитор Challenger

При установке акустики центрельного канала в Eclectic Audio воспользовались собственной лазерной технологией

Рабочий момент создания подиума на металлическом скелете

Высокая центральная «борода» в FF2 требует установки дверных мидбасов с доворотом вверх

Устройство подиумов тыловых коаксиалов

и скелет узла фронтального мидбаса

Ломать не строить. Строить потом, правда, пришлось...

На алюминиевые кольца устанавливается вся акустика, независимо от калибра

Опора потолочного монитора на поперечине распотрошённого потолка

Трёхполосная (по существу) акустика каналов surround образована мидбасами в дверях и двухполосными коаксиальными «прожекторами» в задних стойках

Потолочный монитор — двойного назначения: видео для всех или игры для мелких

Такая компоновка аппаратуры в багажнике начинает считаться классической

Весь агрегат, разумеется, откидной, запаска, домкрат — всё штатное

Ещё неизвестно, что заняло больше места в приборном отсеке: два усилителя или четыре кроссовера E.O.S.


Источник: Журнал «Автозвук»