Установка музыки в Mazda 6

рубрику ведёт Михаил ГАБРИЕЛОВ
СТУДИЯ n/a

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Владимир ГОЛОСУН

БОЕВОЙ ПОРЯДОК

По уставу и тактическим наставлениям пара истребителей составляет основу построения боевого порядка подразделений. Один атакует, другой прикрывает.

В хоккее, кажется, тоже, но тут я владею вопросом слабее, могу напутать. Да и автомобиль по устройству всё же ближе к самолёту, нежели к конькам. Пару, основу боевого порядка, составляют герой этого обзора и его друг и коллега Виктор Шкендель, он был здесь в прошлом номере. Друзья живут даже в разных городах, хотя и неподалеку: Виктор в Ставрополе, Владимир — в Солнечнодольске. А коллеги они не по работе за деньги, а наоборот, по умению пристроить заработанное наиболее музыкальным образом.

Взгляните: во второй раз подряд у нас пусто в графе с именем студии, где выполнялась инсталляция. Кому принадлежит прецедент, вы можете догадаться, боевой порядок не нарушен.

Да, Владимир эту установку выполнил собственными руками, но сделал всё настолько профессионально, что система предъявляется вам в рубрике, для профессионалов и предназначенной. В автозвуке (в том числе и его боевой разновидности) Владимир не новичок, со своей прошлой машиной, ВАЗ-2112, выступал на соревнованиях, занимал пуcть не первые, но всё же достойные места. Как всякому работящему человеку, пришла и ему пора модернизировать личный транспорт, попрощавшись (это обычно — навсегда, исключений что-то не припомню) с отечественными автомобилями.

Машина покупалась как семейная, но вы же понимаете, наши люди неисправимы. Знаете, что окончательно решило выбор в пользу «Мазды 6»? Нипочём не догадаетесь. Козырёк на верху приборной панели. Не двигатель, не климат-контроль, не роскошный окрас и не легендарная надёжность «японок». Козырёк. Там у машин, предназначенных для экспорта в цивилизованные страны, ставят экран навигационной системы. В российской комплектации его место занимает ниша для хранения курительных принадлежностей или жевательной резинки, по вкусу. «Здесь у меня будет стоять головное устройство», — сказал себе Владимир. Сказал про себя. Вслух, жене, было сказано про цвет, надёжность и климат-контроль. К чести энтузиаста автозвука отметим: он при этом не солгал ни единым словом.

Само головное устройство в этот момент не было не то что куплено, даже выбрано. А вот у «ведущего» пары, Виктора, уже стояло в машине и играло положенным образом. Именно таким образом, каким Владимир хотел, чтобы играло у него в машине. «Здесь будет стоять Clarion HX-D2», — уточнил своё программное заявление будущий (но ещё не знающий об этом) вице-чемпион России.

В отношении структуры системы Владимир начал не с чистого листа, а с вполне определённых личных убеждений и предпочтений. К разряду убеждений относится трёхполосный фронт. К разряду предпочтений — шестиканальные усилители. Один такой, Zapco 650, работал в прежней системе, в 2112, другой, классом повыше, предстояло подыскать для новой. Им стал Audison VRx довольно редкой модели Direct. Это означает: шесть каналов, не отягощённых всякой фильтрующей навеской. Вход — выход. «Директ», одним словом. Шесть каналов — ровно столько, сколько нужно для трёхполосного фронта при поканальном усилении. Седьмой, сабвуферный канал в систему принёс моноблок JL Audio, он переехал сюда из 2112 как не подавший повода для претензий.

При выборе элементов фронтальной акустики предпочтения были пересмотрены. Владимир долго пытался получить требуемый результат с купольным среднечастотником DLS Iridium и не получил, и вот почему: ещё одно убеждение Владимира — «серединка» и пищалка должны находиться возможно ближе друг к другу, максимально приближаясь к модели точечного источника в наиболее информативном диапазоне частот. А это означает — далеко от мидбаса. Купольник требует высокой частоты раздела НЧ/СЧ, и стыковка с мидбасом оказывалась нестабильной по отношению к уровню громкости. И, как многие до него, Владимир приступил к поиску диффузорного среднечастотника своей мечты. В итоге поиска претендентов осталось двое: итальянские AD35 Neo и французские Focal Utopia Be 3W2. Окончательный выбор пал на француза.

Выбор басового и верхнечастотного звена на этом фоне выглядит проще. Низы — 6,5-дюймовые Hertz HV165L. Именно 165 L, а не просто 165, у этих — ниже резонансная частота, как и требуется для низкочастотного звена трёхполоски. Верхи доверены Hertz Mille ML280, показавшей себя как одна из наиболее удачных разработок последнего десятилетия. Не у Hertz, а вообще. Нетрудно заметить, что в выборе двух из трёх излучателей фронта Владимир взял тот же курс, что и «ведущий» их пары, но установку реализовал иначе, и по геометрии, и по технологии.

Подиумы для СЧ и ВЧ выполнены общими, а пищалка затейливо заглублена внутрь, с характерным «полуволноводом», отформованным перед куполом. Что касается технологии, то здесь Владимиру пригодился его опыт моделиста. Для изготовления подиумов он вначале снял гипсовые слепки с «родных» облицовок стоек и в них, как в матрицах, отформовал основу для каждого подиума, фактически повторяющую форму штатных облицовок. Настоящие же штатные были убраны подальше, оставшись совершенно нетронутыми. Мало ли что...

Потом от «нулевой отметки» подиумы наращивались до нужной формы. Технолог оказался прозорлив: нужную геометрию удалось найти далеко не с первой «отливки». В первых вариантах пищалки, ради глубины сцены, оказывались загнаны далеко в угол, образованный торпедо и лобовым стеклом, и возникал «рупорный» акцент в звучании. Позже пищалки переехали выше, где задышали свободнее. Кроме того, в ходе опытов пришлось увеличить объём, отведенный внутри подиума для среднечастотника. В первой версии он составлял около 650 кубических сантиметров, этого оказалось мало, и объём был увеличен до 850 кубиков. А «оригинал» стоек по-прежнему лежит в шкафу, их достали только один раз — посмотреть, где делать пропилы, ослабляющие конструкцию для правильной работы (не приведи господь) боковых эйрбегов, ведь они остались на месте и подключены как и было.

«Родные» мидбасы в дверях были установлены на пластиковой опорной панели, которую взяли за основу новой конструкции. Штатную панель Владимир усилил и срастил с металлическим опорным кольцом под фланец динамика. Отметим кстати: при изготовлении металлических опорных и декоративных колец Владимир прикрывал и своего «ведущего»: у обоих ставропольских друзей алюминиевые детали сделаны одними руками, Владимира.

Конструкция сабвуфера — классическая: трапециевидный корпус, открывающийся диффузором в окно подлокотника заднего сиденья, ещё одно предпочтение Владимира — сабвуферы, как он их называет, «прямой видимости», в этом его позиция отличается от позиции «ведущего» ровно на 180 градусов в самом буквальном смысле.

Закрытый ящик «заряжен» головкой Hertz Mille 3000 — 12-дюймовым аналогом той, что была в этом году признана лучшим сабвуфером в Европе. Тогда, в том числе, была по достоинству оценена и реальная (а не на бумаге) способность этого семейства головок работать в небольших объёмах. В это Владимир поверил не сразу и изначально построил ящик объёмом 35 л, что нормально для 12-дюймового динамика. Однако потом стал последовательно уменьшать объём, разменивая, по его выражению, «инфразвук на скорость». В итоге манипуляций объём ЗЯ сократился до 23 л, что для такой головки — сверхкомпактно. И, как потом выяснилось, без малейших жертв для нижней граничной частоты.

С такой системой Владимир не раз выезжал на соревнования, стабильно и предсказуемо занимая высокие места, к финалу России «пара» подлетела, не нарушая боевого порядка: Виктор — вице чемпион в классе «без ограничений», Владимир — в классе «7 каналов». Оба, таким образом, получали право на вылет в Данию на Еврофинал. Но по личным причинам Владимир к этому полёту сам себя не допустил. В следующем сезоне, наверное, боевой порядок будет восстановлен, возможно — и с занятием ещё более высокого эшелона...

SQ

Вице-чемпионами страны становятся не за красивые глаза (хотя к глазам у нас претензий нет). Звучание системы прежде всего подкупает детальностью, не переходящей в навязчивость, и ощущением пространства, воздуха между инструментами. Отчётливо ощущается локализация баса. Фронтальная, неукоснительно фронтальная. Бас кажется немного приглушенным, но безукоризненно артикулированным и не натужным. Некоторые придирки возникли у нас к характеру звуковой сцены. Система как-то избегает центра, стараясь подчеркнуть ширину сцены. Широкая сцена, спору нет, но уж слишком упрямо это демонстрируется. Особенности локализации проявились и на «семибарабанщине»: разрыв между 4-м и 5-м был больше, чем нужно, а между крайними (1 — 2 и 6 — 7) — наоборот, меньше. По-настоящему суббасовая дорожка с турецким барабаном показала: получив скорость баса, Владимир не отдал взамен самые низкие частоты, удары чётко различаются по тональности, размеры инструмента воспринимаются реалистично, бас не оттягивает назад.

RTA

Вот это, доложу я вам, частоточка. То, что по привычке и по испорченному типичными системами слуху было трактовано как «приглушенный бас», на деле оказалось басом «домашнего разлива», без малейших признаков автомобильной настырности и с предельно ровной АЧХ. Последнее, впрочем, распространяется и на более высокие частоты, ни одного существенного огреха здесь не видно. А особенно впечатляет характеристика на верхне-средних и верхних частотах: от полутора килогерц и до самого верха АЧХ «точечного источника» идёт наиплавнейшим образом, трудно поверить, что где-то там среднечастотник передаёт эстафету пищалке.

Дверные НЧ-излучатели встали на штатные позиции и с использованием штатных деталей

К глазам претензии есть?

Машина осталась семейной: пульт ДУ — в правом подлокотнике

Какая мелочь может иной раз подтолкнуть к важному решению. Козырёк...

В установке СЧ/ВЧ-звена максимально реализована идея точечного источника

В ходе доводки внутренний объём для СЧ возрос в полтора раза

В отношении сабвуфера было убеждение: «прямая видимость»

Все семь каналов собрались на спине у сабвуферного ящика

SUM

Тип системы: аудио

Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер

Источник: Clarion HX-D2

Усилители: Audison VR6 Direct, JL Audio 500/1

Акустика: Hertz HV165L, Focal Utopia Be 3W2, Hertz ML280

Сабвуфер: Hertz Mille 3000


Источник: Журнал «Автозвук»