Раз в год • Toyota Land Cruiser VX

Евгений ПУРОВ, г. Сыктывкар

Раз в год

Меня зовут Евгений, по профессии я автоэлектрик. Живу в городе Сыктывкаре, работаю в небольшом автосервисе. Регулярно и с удовольствием читаю Вас, занимаюсь автозвуком по мере сил и возможностей.

Сил больше, чем возможностей, дело в том, что в рабочее время установка музыки в основном идет штатная, дальше вывешивания усилителя за заднюю спинку сидения авто не идет, да и настройки, которые приходится делать, далеки от идеалов автозвуковых соревнований.

Написать меня побудили многочисленные статьи самодельщиков, публикуемые Вами. Подобные работы бывают примерно раз в год. Людей, которые готовы выложить за качественный звук больше двух тысяч у.е., можно пересчитать по пальцам одной руки, все они друзья или хорошие знакомые, поэтому и получается, что для меня это не работа, а хобби...

До недавнего времени я работал в обычном гараже, что называется, «сам на сам», и (в порядке хобби) участвовал в создании звука в нескольких автомобилях, на одном из этапов ЕММА в Набережных Челнах две такие машины взяли первое и второе места в классах «PRO 600» и «PRO-звук». Все делалось на голом энтузиазме, ценой бессонных ночей в течение примерно двух месяцев, но результат того стоил. Сейчас почти та же история: машина делалась два месяца, на момент написания письма остались еще мелкие недочеты, такие как настройка системы, коврик багажника, подключение iPod и т.д.

Итак, краткая биография: авто — Toyota Land Cruiser VX прошлого года выпуска, хозяин — мой приятель. Над машиной трудились преимущественно два человека — я и мой друг Денис, с которым когда-то работали вместе. Он очень неплохой специалист в области автомобильной электроники и автозвука, поэтому и был призван на помощь.

Когда началась работа над системой, в «Круизере» одной из небольших гаражных фирмочек нашего городка уже была установлена музыка по схеме «фронт — тыл — сабвуфер», но каша из Pioneer — Alpine — JBL — Prology была на вкус не такой, как хотелось бы. Решили приобрести компоненты более высокого класса и ценовой группы и перестроить систему в мультимедийную.

Шумоизоляция, сделанная ранее, была почти полностью удалена и произведена заново, проклеены двери, крыша и багажник. Для фронтальной акустики выточили стальные посадочные и алюминиевые прижимные кольца, сделали распорки внутри дверей, подиумы выполнили из усаженной монтажной пены с опилками, на дверной металл подиумы крепились саморезами через клей для лобовых стекол, стальные кольца — так же. Подобный сэндвич обеспечивает минимум вибраций на металл и обшивку дверей. За динамик на дверной металл наклеены фокаловские линзы (забыл, как они правильно называются). Сам динамик посажен на силиконовый герметик, прикручен болтами М4. Сделана светодиодная подсветка, которая очень эффектно смотрится в темноте, лампочки в дверных фонарях также заменены светодиодами.

Центральный канал после прослушивания было решено сделать на компонентной паре Hertz с мидбасом размером 10 см и пищалкой, направленной вдоль лобового стекла на зеркало заднего вида.

Поскольку задачи сохранить багажник в первозданном виде не ставилось, там удалось развернуться по полной. Маломальский опыт работ со смолой и стеклотканью имеется, поэтому стенки корпусов сабов и корпуса для тыловой акустики выполнили композитными. Делали так: на арки и часть пола багажника наклеили полиэтиленовую пленку, задали наружные границы сабов фанерой 21 мм и выклеивали по месту. Сколько слоев получилось, точно сказать трудно, но общая толщина дошла до 2 см. Корпуса под тыл были выклеены из обычного скотча, а потом на скотч ложилась стеклоткань. Получились они разными, проблема подгонки объема под требуемые 8 л решалась набивкой материалами из шумоизоляционного арсенала. Объем корпусов сабвуферов вышел около 30 л, корпуса внутри удалось сделать почти идентичными. Пищалками из комплекта задних SPX закрыли отверстия креплений задних ремней безопасности, благо решение уволить их и заодно задний ряд сидений было принято ещё раньше.

Корпуса сабов изнутри проклеены шумкой, промазаны жидкими гвоздями по периметру и жидким стеклом по всей площади, а поверх залиты антигравием. Снаружи корпуса усилены усаженной пеной. Лицевая часть под обтяжку задана тянущейся тканью, стеклотканью и смолой. Наружные поверхности отделывались стекловолоконной шпатлевкой и выводились почти четыре дня. Диффузоры сабвуферов подсвечены светодиодами изнутри, через кевлар свет отлично проходит, в сочетании со светодиодами в потолочной пластмассе и верхних боковинах получилось очень неплохо.

Над дизайном центральной части багажника, где предполагалось ставить усилители, процессор и кондёры, думали очень долго, вариантов было несколько, результат — на фото. Чтобы не загружать багажник обилием деталей, решили наружу выставить только два усилителя и буферные ёмкости. Остальные, не менее важные компоненты скрыты под декоративной накладкой. Все изобилие техники охлаждается не только встроенными в «Аудисоны» вентиляторами, как выяснилось — довольно шумными, но и двумя установленными дополнительно (один обеспечивает приток воздуха, второй его вытягивает). Усилители в данной схеме выполняют свои прямейшие обязанности — чистое усиление сигнала, за остальное отвечает процессор.

Пока впечатления от прослушивания неоднозначные, на первый взгляд система получилась больше кинотеатральной, чем звуковой, с другой стороны — настройки ещё не финальные. Все-таки первейшей задачей было сделать машину для музыки, а кино — на втором плане.

Несколько слов об отделке деталей интерьера. Передние К2 Роwer было просто кощунством прятать за убогими штатными накладками, декор гриля был изготовлен заново, помимо красоты более прозрачная сетка не мешает звуку. Новые накладки обтянуты винилом DLS черного цвета, как и подиум центра. Получилось почти в цвет штатной отделки.

Стойки винилом обтягивать не хотелось, запас автомобильных отделочных материалов в нашем городе исчерпывается велюром двух цветов, кожей и карпетом, опять же двух цветов. Решили поработать с материалом, более подходящим по статусу автомобиля, и заказали алькантару. В цвет попали довольно удачно.

Так как у нас практически нет людей, которым можно доверить прошить что-либо ровно, а не зигзагами, было решено сделать обводы корпусов пригодными к обтяжке целым куском. Полной уверенности в успехе не было, тем не менее получилось. Вдобавок ко всему алькантара была с подкладом, который пришлось удалить.

Ну вот, пожалуй, и все. Надеюсь увидеть нашу работу на страницах Вашего журнала, пусть и в урезанном виде. Выражаю огромную благодарность Денису за совместное выполнение проекта, Евгению (хозяину авто) за предоставленную возможность реализовать свои идеи и, отдельно, ранее упомянутой мной фирмочке — за то, что после них было с чем сравнить результат.

SUM

  • Тип системы: мультимедиа
  • Аудио: 2-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер
  • Источник: Alpine DVA-9860
  • Процессор: Alpine PXA-H710
  • Усилители: Audison SRx 4, SRx2, LRx 1.1k
  • Акустика: Focal 165 K2P, Alpine SPX-177R, Hertz DSK 100
  • Сабвуферы: Focal K2 Power 27 KX
  • Каркас будущего агрегата из сабвуфера и тыловой акустики

    После обтяжки тканью поверхность выводится шпатлёвкой со стекловолокном...

    ... и, наконец, выведена полностью

    «Серединка» — панель с двумя басовыми усилителями

    Примерка фальшпанели

    Опять примерка, но уже — в багажнике

    Теперь всё на месте

    В свободном объёме нашлось место для двух бардачков

    Вентиляторы охлаждения в декоре из грилей для акустики

    Мидбас Focal K2P в передней двери

    Стойка с пищалкой обтянута алькантарой. Её у нас ещё надо было найти...

    Центральный канал — компонентный, с мидбасом калибра 100 мм

    Пищалки тыла заняли место болтов задних ремней безопасности

    Мидбасы тыла (6-дюймовые Alpine SRX) живут в одном доме с сабвуферами, но ближе к центру салона

    Сабвуферы — 27-сантиметровые Focal KX, с составной магнитной системой


    Источник: Журнал «Автозвук»