Установка в HUMMER H2

СТУДИЯ ТЕХКОМ SOUND

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Александр КАБАНКОВ

OFF ROAD de VILLE

Что такое off road, мы знаем. По-нашему — внедорожник, машина, которая построена для езды по бездорожью, но на которой от первого дня до последнего ездят исключительно по асфальту.

Почему? А удобнее так. Для сравнения: сопоставьте количество проданных спортивных костюмов с количеством спортсменов и увидите: удобство преобладает над названием. Но вообще-то выражение «off road» здесь употреблено в ином смысле, как характеристика замысла и концепции мультимедийной системы в этой машине. Сход с наезженной дороги состоялся как минимум дважды. Во-первых, в системе, насчитывающей десятки вновь установленных компонентов (не элементов, а именно электронных и электроакустических блоков и устройств) оставлено нетронутым штатное головное устройство и штатная же акустика. И дело не в том, что они устраивали заказчика. Дело во второй части заголовка: de Ville.

Когда-то существовала такая разновидность шикарных автомобилей. В машинах с кузовом типа Coupe de Ville пассажиры сидели в закрытом со всех сторон бархатном салоне, а водитель — под открытым небом, так он мог лучше видеть обгоняемые гужевые повозки и эффективнее бранить нерасторопных возниц. Мир стал гуманнее, одновременно изменились и представления о шикарных автомобилях, сейчас в каталоге американских прокатных агентств в категории Luxury числятся «Кадиллаки», а в класс Prestige помещён (за вдвое большую цену) племянник армейского грузовика по имени Hummer.

Преемственность эпох выразилась в том, что, хоть крыша у «Хаммера» тянется до лобового стекла, внутри салон оборудован по принципу Coupe de Ville: вся мультимедийная система в этой машине начинается с плоскости спинок передних сидений и заканчивается в плоскости заднего номерного знака. То есть — для пассажиров на задних сиденьях (чаще всего — на одном из них, правом).

Однако это ещё не съезд с асфальта, это так, на обочину. Настоящий off road начинается там, где обычно начинается (в нашем описании, да и вообще) система, — на выборе источника. В этой системе головное устройство — фирмы Sony. Модель — PlayStation3. Что за детский сад, спросят непосвящённые или опрометчивые? Да какой уж тут детский: став главным аудиовидеоисточником в этой системе, PS3 принесла с собой впервые применённый в мобильной установке проигрыватель Blue-ray — последнейшего и самого высококачественного на первое десятилетие XXI века носителя видеоинформации. Понятно, что раз в системе есть источник высокого разрешения, то и монитор должен быть адекватный. Про HD для автомобилей никто пока не слышал, и потому совершенно естественным образом в роли монитора оказался 20-дюймовый (а иначе куда его девать, высокое разрешение-то?) экран Sony.

Понятно, что Blue-ray-транспорт без проблем читает и обычные DVD, и обычные компакты, такого рода совместимость сверху вниз давно стала естественной и ожидаемой, в данном случае — даже с процентами: при проигрывании CD PlayStation3 использует ЦАП с частотой дискретизации 48 кГц. Впрочем, до звука мы с вами ещё доберёмся, видео только началось. Итак: основной, наиболее высококачественный режим работы видеосистемы — воспроизведение BR-дисков через монитор с передачей сигнала по линии HDMI. Вспомогательные режимы — просмотр банального эфирного телевидения с помощью ТВ-тюнера, удачный выбор которого добавил ещё и возможность прослушивания радио, спасибо новосибирским мастерам бывшего завода «Вега» (многие помнят, да у меня самого что-то было, кассетник какой-то). Там под новой торговой маркой Absolute сделали модель мобильного ТВ-тюнера ТVR-07 FM, дополненного ЧМ-тюнером. Небанальное, цифровое телевидение приходит в закрытый салон Off Road de Ville через тюнер системы передачи цифровых видеоданных по наземным радиоканалам DVB-T, с его помщью (и путём внесения абонентской платы) достигается доступ не только к телевизионным каналам стабильно цифрового качества, но и... выход в Интернет.

Здесь надо для справедливости отметить, что даже с нынешней, весьма продвинутой конфигурации системой возможности «детского» источника используются едва ли наполовину. Ведь внутри PS3 — вычислительный блок на основе восьмиядерного процессора, жёсткий диск на 60 гигов, шесть USB-портов, кард-ридер на все форматы, модуль BlueTooth для связи со всем, что способно по нему связываться. Кстати, первым в списке претендентов на пользование этим протоколом служит игровой (а если взглянуть шире — управляющий) джойстик Sixaxis, он управляет PS3 как раз по «Блютусу», а заряжается — от USB и WiFi, так что, заехав в пределы хот-спота, машина оказывается подключенной к Интернету по ещё более скоростному протоколу (ещё один аргумент в пользу того, что нечего на этом по бездорожью гонять, там хот-спотов нету). Впрочем, мы обещали дойти и до звука. Надо торопиться, пока не подоспела последняя страница этого материала, это всегда так неожиданно...

Звуковой сигнал с PS3, в многоканальном ли варианте, как при просмотре видеодисков, или в виде стереосигнала, какой идёт с компактов, или — в форме звукового сопровождения ТВ-программ, или даже из Интернета, собирается в звуковом процессоре Alpine PXA-H701. Пути для сигнала проложены разные: с PS3 — по оптике, разумеется, с других источников — по бездорожью обычных RCA-кабелей. Процессор разбирается с тем, что ему притащили, рассортировывает и декодирует это всё как положено и раздаёт готовый аналоговый сигнал по усилителям. Сдвоенный одноканальный (типа — Dual Mono) агрегат А3 заведует фронтом, два обычных двухканальника А2 — тылом (в мультимедийной системе это положено называть сурраундом) и центром, моноблок А6 работает с сабвуферами.

Фронтальная акустика в концепции Coupe de Ville располагается, разумеется, в задних дверях. Там — комплекты DLS Nobelium 8.2, очень необычная акустика — двухполосная система с 8-дюймовым мидбасом. Мидбасы стоят в нижней части дверей «плоско», пищалки вынесены в верхнюю часть с подобранным опытным путём разворотом, не на водителя, как вы понимаете. Тыл-сурраунд реализован на 5-дюймовых коаксиалах DLS 425, породистых коаксиалах, с выносными кроссоверами. В качестве акустики центрального канала были использованы динамики, встроенные в экран Sony, ведь по рождению это — домашний ЖК-телевизор с интерфейсом HDMI. Сабвуферы — две 12-дюймовые головки DLS Nobelium в фазоинверторных корпусах объемом по 34 л с настройкой на 36 Гц.

При таком обилии компонентов возникает два закономерных вопроса: где всё это разместить и как всем этим управлять. В порядке поступления: с акустикой всё понятно, она — в основательно заглушенных задних дверях (фронт) и в задних стойках (тыл). Стеклопластиковые «стелсы» сабвуферов встроены в боковины багажного отделения с необычной ориентацией диффузоров, они смотрят вверх, а не вбок, как обычно делают. Плоскость пола между сабвуферами отдана электронным компонентам, которые живут там как бы за стеклом. Главный фигурант системы, PS3, помещён в консоль между передними сиденьями.

Есть и вторая консоль, между задними сиденьями, которой могло бы не быть, если бы заднее сиденье оставили «родное». Но его заменили двумя передними от «Мерседеса» S-класса, вместе с имеющейся у них системой моторизованных регулировок с памятью. В силу выдающейся (и хорошо заметной невооружённым глазом на дороге) ширины «Хаммера» между сиденьями образовалось пространство, достаточное для размещения и элементов системы управления, и бара с необходимыми в дороге напитками и принадлежностями для их употребления.

Труднее всего было расположить монитор — при выдающейся ширине высота салона «Хаммера» как раз ниже средней, и уж её уменьшать подвешенным к потолку монитором нельзя было никак. Выход из положения дал люк в крыше: с ним хозяин «городского купе» легко согласился расстаться, и в нишу люка стал убираться монитор в сложенном состоянии. С помощью моторчиков, разумеется.

Остался вопрос «как управлять». Один из органов управления — блок RUX-H701, входящий в «обвес» процессора PXA-H701, он как раз стал центром композиции в задней консоли. Там же предусмотрено место для хранения беспроводного контроллера Sixaxis, а также остальных пультов, предназначенных для управления системой (эфирного и цифрового телевидения). Чтобы не превращать работу с системой в номер жонглёра в цирке, решено было изобилие пультов заменить одним многофункциональным и обучаемым, Philips. Теперь всё, кроме единственной функции (переключение между цифровой магистралью и аналоговыми входами), делается «одной левой». Поскольку единственный пассажир Off Road de Ville сидит справа...

Вообще-то нас предупреждали, что систему строили не для прослушивания обязательной программы Конкурса имени Чайковского, с такими мерками к ней подходить нельзя. Но мы всё же попробовали подойти, и оказалось: сверхмощная система, оптимизированная для видеоряда динамичного кино, нормально отыгрывает и куда более легковесные и тонкие материи. Непременный номер «обязательной программы», семь барабанов, сыграла вполне, разве только (с правого заднего места) первые два барабана оказались чуть ярче остальных. Очень выразительно (и в непривычном месте салона) описал свою дугу гуляющий саксофонист, в тесте на вертикальное разрешение карандаш рисовал пусть не круги (круги вообще получаются только у Grand Utopia), но отчётливые эллипсы. Инфранизкий бас от мотоцикла без глушителя только однажды попытался уйти назад, к игравшим его сабвуферам, остальное время жил впереди, как положено в хорошей системе. Басы в звучании любого произведения явно доминировали над остальным, но таков был, как нам объяснили, замысел: заказчик как минимум дважды требовал поднять низы, выставленные установщиками «по-соревновательному». И разумеется, пусть это и не входит в программу, впечатлило качество картинки на мониторе, всё же High Definition — это вещь...

Заточенность музыкальной настройки системы под рэп и тому подобное (часть технического задания) на АЧХ выразилась в явно выраженном (и намеренном) провале средних частот по сравнению с низами и верхами. Сабвуферы отчётливо доигрывают до самого низа, и если бы убрать горб на 50 Гц (это наверняка было можно, но так заказано), АЧХ шла бы идеально ровно до самой середины, плюс-минус нерегулярности, вызванные стояками в квадратном салоне необычных пропорций. Немного удивило то, что на АЧХ крайние верхние частоты заметно ослаблены, на слух это было далеко не так сильно заметно, только когда посмотрели на частотку, вроде вспомнилось, что да, воздуха не хватает. Но это, знаете ли, задним умом...

На месте широченного заднего дивана установлены передние сиденья от S-класса со всеми регулировками От лобового стекла до спинок передних сидений не заменено ни одного аудиокомпонента Нижняя часть консоли между сиденьями — выдвижной мини-бар, а 20-дюймовый монитор как раз вписался между подголовниками передних сидений Sony PlayStation3 здесь — не ради игр, а ради Blu-ray-транспорта — основы системы высокого разрешения В верхней части задней консоли — блок управления процессором и место для хранения двух пультов: Sixaxis для PS3 и обучаемого Philips — для всего остального Фронтальной акустике в Coupe de Ville полагается быть в задних дверях Корпуса сабвуферов вписаны в боковины багажника, между ними «за стеклом» живут электронные компоненты Акустика тыловых каналов легко поместилась в широкие задние стойки

SUM

  • Тип системы: мультимедиа
  • Аудио: 2-полосный фронт + тыл + центр + сабвуфер
  • Источники: Sony PlayStation 3, Absolute ТVR-07 FM, DVision DVB-T
  • Процессор: Alpine PXA-H701
  • Монитор: Sony KDL-20S2000
  • Усилители: DLS A2, A3, A6
  • Акустика: DLS Nobelium 8.2, DLS 425
  • Сабвуферы: DLS Nobelium 12

  • Источник: Журнал «Автозвук»