Инсталляция: PLYMOUTH PROWLER

СТУДИИ ТЕХКОМ SOUND, NO HANDS

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА Александр КАБАНКОВ, МАРТИН

ПОВТОРЕНИЕ НЕВОЗМОЖНОГО

Арифметика, связанная с этой машиной, известна нам и тем из вас, кто нас читает давно и внимательно.

Число «Праулеров», проданных в США и Канаде, в сумме совпадает с числом этих автомобилей, выпущенных вообще. До единицы. То есть из первых рук ни одной такой машины за пределами Северной Америки ни продано, ни куплено не было. Значит, любой за пределами континента свободы и благоденствия или же любой приобретённый после 2002 года, когда выехал с участка сборки последний «Бродяга», будет куплен из вторых рук, как минимум. И владелец этих рук сможет ставить любые условия сделки. А желающие совершить такую сделку были, есть и будут. Почему? Да сами видите почему. Это же не автомобиль в первозданном и прикладном смысле слова, это фетиш, это культ, это кованый вручную тесак, вспарывающий пространство. Он очаровывает, покоряет, подчиняет своей брутальной статью, доводит до исступления, лишает остатков здравомыслия. Его жертвами могли пасть наркобароны и сантехники, музыканты и почтальоны, спортсмены и домохозяйки. На практике падали первые номера в каждой паре. Ради обладания этим автомобилем люди переселялись на постоянное место жительство в трейлер, пытались наиграть нужную сумму в карты, а проиграв, заканчивали суицидом, честное слово, были такие случаи. Описан и случай менее трагический, но не менее впечатляющий, когда фанат этой модели приобрел автомобили всех цветов, произведенных заводом. Включая последний выпущенный, на аукционе «Кристи».

В этой машине всё необычно на грани невозможности. У нее даже псевдобагажник открывается против обычного. От одного этого зрелища, по меткому выражению одного из участников описываемого проекта, «лохи цепенеют». Кому мало этого эффекта, может купить специальный прицеп к «Праулеру», своего рода выносной багажник на низкопрофильной резине.

По непроверенным, но заслуживающим доверия данным, около десятка «Праулеров» в разное время попали в Россию. В соответствии с пропорцией, которой пронизана вся российская действительность, шесть из них обосновались в Москве. Один из шести уже был у нас в журнале (включая обложку) в 2004 году. И вот теперь скажите, при такой статистике каковы шансы, что второй из шести опять окажется в поле зрения автозвукового журнала, три года спустя и опять под конец лета? Вот и говорите после этого про теорию вероятности. Не работает теория.

Владелец второго невозможного пришествия — человек искусства, хорошо известный в России, несколько лет предпринимал безуспешные попытки приобрести именно такой автомобиль. И в силу уже разобранных причин никак не мог преуспеть. Каждый раз покупка срывалась, пока в один прекрасный (для него) день не выяснилось, что великолепно сохранившийся экземпляр с пробегом в 17000 миль находится в непосредственной близости от него. Этой радостной вестью он поспешил поделиться с главой тюнинговой студии с шокирующим названием No Hands еще до оформления купчей. Потому что решил для себя: то, что далось столь нелегко, должно стать окончательно уникальным. А потому поставил задачу продумать и готовить дизайн-проект, машина в своё время подъедет.

По наитию ли, или в результате исследования истории модели талантливый художник остановился на концепции росписи кузова орнаментом. В свое время часть автомобилей на заводе вручную расписывал именитый художник, хотя и в несравнимо меньшем объеме. Но класть имитирующий объем орнамент на старую, пусть и хорошо сохранившуюся краску посчитали неоптимальным. Поэтому кузов перекрасили в два цвета краской с добавлением натурального перламутра. Та же палитра прослеживается в отделке салона, чем достигнута не просто желанная, а совершенно необходимая такой машине гармония, ведь интерьер и экстерьер у родстера, в отличие от бюргерского седана, составляют единое целое.

Основная канва проекта дизайнерская, и сюда Мартин (по-иному руководитель No Hands не представляется. А что, собственно, Алсу можно, а Мартин — нельзя?) никого не подпустит. А вот оснастить автомобиль выходного дня аудиосистемой доверили студии «ТехКом Sound», которая как раз по этой части. Это не первый творческий проект двух компаний и, даст бог, не последний. Пожелания владельца к звуку были сформулированы примерно следующим текстом: мощное, чистое, заводное звучание с хорошим басом. И непременно на базе головного устройства Clarion HX-D2.

Заказчик признался: выбрал «по одёжке», не специалист. Но, видно, недооценивали мы раньше фактор музыкальной интуиции, выбор-то — в яблочко. Так произошло зачатие монобрэндовой системы. А рождалась она путём подбора топовых компонентов Clarion.

Акустика применена «с верхней полки» фирменной номенклатуры — SRS1752HX. Мидбасы с диффузором из стекловолокна и шелковые твитеры установлены в штатные места, чтобы излишне не вторгаться в изначальный дизайн авто. Мидбасы в дверях, твитеры — на торпедо. Установке акустики предшествовала, без преувеличения, фанатичная подготовка посадочных мест. Особенно это касается дверей, конструкцию которых инсталляторы обоснованно признали недостаточно жесткой. С помощью алюминиевых листов (кстати, крылатый металл составляет примерно треть веса автомобиля заводской комплектации) довели двери до состояния, устраивающего руководителя аудиопроекта, после чего благополучно установили динамики. Часто при монтаже сабвуфера приходится жертвовать пространством в багажнике. В «Праулере» такую жертву принести затруднительно, багажник чисто символический. Зато можно поставить сабвуфер между сиденьями, придав ему соответствующую, отнюдь не простую форму. Её придали, благо стеклопластик это позволяет, получив объём примерно 24 л. После вибродемпфирования оболочки в него установили десятидюймовую головку Clarion PFW1051 с алюминиевым диффузором.

На объём багажника обычно претендуют и усилители. Здесь они формально и оказались, но лишь формально: оба усилителя живут не на дне багажного отделения, а на его потолке. Снизу на открывающейся «сзаду наперёд» крышке устроили рельефный подиум, в который и утоплены корпуса усилительных агрегатов. Четырёхканальный (и тоже топовый) Clarion APA4320 раскачивает поканально твитеры и мидбасы, двухканальный Clarion APA2160 работает в мостовом режиме на сабвуфер. Музыкальный сигнал поделен головным устройством следующим образом: твитеры играют до 4 кГц отсеченным фильтром второго порядка, мидбасы в полосе 80 Гц (24дБ/окт.) — 4 кГц (12 дБ/окт.), сабвуфер ниже 80 Гц (24 дБ/окт.).

Второй из шести московских «Праулеров» в итоге проделанной с ним работы оказался совсем не похож на тот, первый, трёхлетней давности. И неудивительно — то, что на грани невозможности, редко повторяется...

SQ

Прослушивание благодаря любезности Мартина проводилось в боксе с поднятым верхом и в движении — с опущенным. Как пояснил Александр Кабанков, настройки непрогретой аппаратуры были самыми предварительными, поэтому подробно описывать характер звучания не стоит. Поделюсь, как основополагающими, первыми впечатлениями. Подача очень комфортная, диапазон неискаженного звучания простирается до максимального, причем посторонние призвуки отсутствуют как класс. Сразу обратил на себя внимание некий диссонанс в трактовке музыкального материала фронтальной акустикой и сабвуфером. Мидбасы и твитеры предлагают более интеллигентную, более тонкую подачу музыки, нежели сабвуфер, заполняющий нижний диапазон широкими, жирными мазками. Впоследствии, немного понизив уровень сабвуфера, что проделать с головного устройства очень легко, удалось добиться более сбалансированной музыкальной картины. На разных по стилю и технике записи фрагментах система ни разу не вызвала отторжения, более того, на многих эпизодах — от свинга и симфонического оркестра до рока и рэпа — доставила удовольствие. Несколько иной расклад при прослушивании в движении. Обертона шестицилиндрового двигателя врываются могучим, превалирующим потоком даже на небольших скоростях, поэтому оптимальным музыкальным материалом для прослушивания на ходу видится рок и «вокругроковые» композиции. После финишной настройки система должна зазвучать еще интереснее.

RTA

Первый же взгляд на АЧХ «Праулера» (на месте и с поднятым верхом) показывает: владелец получил гораздо больше, чем просил («громко, чисто и всё»). Нечасто такой бас удаётся и в машинах без звукопроницаемого тряпичного верха, максимум отдачи приходится на 30 Гц, и ниже остаётся прилично. Над стыковкой суббаса и мидбаса поработать ещё предстоит (система пока на самом раннем этапе настройки), но никакого криминала здесь нет, дело техники. В остальной части спектра, за исключением небольшого провала на 800 Гц, всё очень гладко и аккуратно. Картина меняется забавным и поучительным образом при открытом верхе и в движении. Уровень сигнала при этом был оставлен прежним, но смотрите: шум автомобиля (и двигателя, и прочего) сложился со звуком из динамиков, при этом заполнилась «ниша» ниже 30 Гц (теперь ясно, её заполнил аэродинамический инфразвуковой шум), а в других местах АЧХ возникли ранее отсутствовавшие всплески, тоже явно искусственного происхождения.

SUM

  • Тип системы: аудио
  • Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
  • Источник: Clarion HX-D2
  • Усилители: Clarion APA4320, APA2160
  • Акустика: Clarion SRS1752HX
  • Сабвуфер: Clarion PFW1051
  • Интерьер и экстерьер у родстера составляют единое целое, это хорошо видно HX-D2 был выбран «по одёжке», но абсолютно безошибочно, повинуясь музыкальной интуиции В багажнике путный сабвуфер поместить нельзя. А между сиденьями — можно Акустика оказалась размещена штатно. Вся тяжесть переделок скрыта обивками В принципе, никто не запрещает поднять мягкий верх. Но выглядит как-то не так... ... Вот. Так-то лучше... В багажник «задом наперёд» и усилители поставили вверх тормашками

    Источник: Журнал «Автозвук»