ВКУС ЙЯДА • TOYOTA CAMRY SOLARA

Николай МИХЕЕВ

СТУДИЯ «ДИНАМИКА», г. Днепродзержинск

РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА Валерий МАРТИН, Владимир БУЛЫГИН

Эта машина — продукт последней волны «эмиграции наоборот». Когда-то из Одессы в США ехали люди, теперь в обратном направлении едут автомобили.

Хотя эта ли машина приехала? Едва ли... Владимир давно присматривался к «Соларе». Автомобиль сам по себе довольно редкий, а он собирался сотворить нечто фантастическое, желательно даже — немыслимое. И основа для этого проекта должна была изначально быть не примелькавшейся. «Тойота» американского производства — как раз то, что нужно.

Выбранный экземпляр — 2004 года выпуска, года рестайлинга. На заводе машину оборудовали довольно продвинутым (по обывательским меркам) головным устройством — двухдиновым ресивером-чейнджером на шесть дисков. Штатная акустика — тоже весьма уважаемой торговой марки JBL, но, как нетрудно сообразить, не из топовой линейки. Поэтому их без сожаления заменили и в дальнейшем установщики даже не использовали демонтированные головки в каком-нибудь другом проекте, даже самом непритязательном. Как говорится, не тот товар.

Очень скоро выяснилось, что обречена и заводская «голова». Владелец автомобиля очень хорошо представлял себе, каким должен быть в нем настоящий звук, поэтому как музыкальный источник она его тоже не устраивала. Владимир предпочитает слушать не всегда громкий, но только очень качественный звук. Музыку любит и увлекается ею с детства. В свое время мальчик Вова окончил музыкальную школу, потом играл в ВИА (помните такое сокращение?). Теперь это или группа или команда, а тогда... Имея такой багаж, он, разумеется, не понаслышке знает, что такое хорошая музыка и качественный звук. И в автомобиле — тоже.

Володя слушает в машине музыку различных жанров (чаще всего — рок из «первого эшелона»), хотя с каждым годом спектр все расширяется. Но остается самое главное для него — звуковоспроизведение должно быть очень качественным. Как сама запись, так и композиция, фактура музыкального материала. Она обязательно должна быть сделана не одним (хотя и очень универсальным) музыкальным инструментом — синтезатором. Поэтому ему нравятся «живые» инструментальные вещи, оркестровые обработки и, повторимся, качественная рок-музыка. Попсу старается не слушать. По его мнению, не имеет смысла гонять её на системе такого уровня. Рэп слушает тоже, если это настоящий рэп. Два американских саба в аудиосистеме его «Tойоты-американки» и настоящая американская музыка хорошо подходят друг другу.

До «Солары» у Володи был тоже не самый плохой автомобиль — Volkswagen Bora, в котором штатную озвучку заменили аудиосистемой «под себя». Это была не спортивная, чисто развлекательная система. При озвучивании же салона Toyota Solara сразу взяли за руководство рекомендации организации IASCA образца 2005/2006 года. То есть с самого начала система задумывалась как соревновательная. Отсюда ориентация на классическое стерео, профессиональный трехполосный фронт (никаких компромиссов), а для обеспечения качественной, полноценной басовой поддержки — два 10-дюймовых сабвуферных динамика.

Но это — для слуха, для славы и для души, а есть ещё кое-что — для органов зрения.

Автор идеи аэрографии — владелец машины. Он же — владелец права на авторскую орфографию того, что стало собственным именем «Солары». По поводу «змеиной» тематики мы строили немало гипотез, правильной оказалась самая банальная: год рождения Володи — это год Змеи. И все дела. Выполнил работу Андрей Ким — молодой, но профессиональный и несомненно талантливый художник. Сделал он именно то и так, как хотелось владельцу. В результате машина — вся в змеиной «коже», и на кузове вы не найдете никаких признаков ее настоящей породы. Характерное соларовское оформление передней решетки заменили тоже «змеиным» (вернее будет сказать — «змейиным»). На корме, где когда-то была эмблема «Тойоты», красуются буквы ZAZ (это чтобы не приставали с глупыми расспросами), а ниже — SNAKE. Это уже по-ненашему, если до кого-то простое и ясное «Змейя» не доходит. Фирменный тойотовский знак мы обнаружили только на рулевом колесе. Даже как-то полегчало после этого. А то змейя, понимаешь...

Оформление салона кожей — тоже инициатива хозяина автомобиля. На сиденьях он хотел видеть логотипы головного брэнда Kicker и ключевое слово из названия модели машины — Solara. Так и сделали. Торпедо тоже перетянули кожей, выполнили черные вставки на картах дверей.

Теперь об инсталляции компонентов аудиосистемы. Перво-наперво кузов разобрали до металла и сделали тотальную шумоизоляцию: потолок, пол, двери, багажник, торпедо. Для этого использовали материал STP, нанося до четырех слоев. Минимизировать прибавку к массе автомобиля не стремились. Во-первых, он все-таки не гоночный, а во-вторых, 157 «коней» владельцу и так хватает.

Проложили провода и кабели (в основном торговой марки Kicker), придерживаясь при монтаже правил IASCA. В легкодоступных местах установили предохранители и сделали все необходимые подключения.

По инициативе заказчика, который является последовательным поклонником марки Clarion, в качестве головного устройства выбрали CD-ресивер HX-D2, самый на сегодня серьёзный процессорный Clarion. Установили HX-D2 в центральную консоль на место штатного головного устройства.

Вспомогательный источник музыкальных программ — шестидисковый CD-чейнджер Clarion DCZ 625. Его поместили под рукой водителя и переднего пассажира в специально оборудованном боксе подлокотника между передними сиденьями. В штатной комплектации была ниша для мелочей. Вместо неё там теперь чейнджер и блок управления подсветкой собственной разработки и изготовления. С его помощью можно включать/выключать неоновую подсветку голубого цвета в передних нишах (под торпедо), под передними сиденьями для задних пассажиров и в багажнике. Бокс, в котором «прописаны» эти устройства, прикрывает крышка подлокотника. Ее тоже переделали, изготовив прозрачную декоративную накладку и оформив все в том же «змеином» стиле.

Есть в системе и A/V-источник — однодиновый мультимедийный центр Challenger CH-9800 с выдвижным монитором. Штатное головное устройство было двухдиновое, а Clarion HX-D2 имеет форм-фактор 1DIN, и установка мультимедийного источника, не дублирующего основные, выглядела вполне логичным решением. При просмотре DVD картинку глядят на экране развернутого монитора Challenger, а саундтрек диска слушают через аудиотракт основной «головы» Clarion HX-D2.

При выборе остальных компонентов системы старались больше ориентироваться на компоненты Kicker, таков выбор хозяина. Однако устанавливать монобрэндовую систему не стремились, во всём надо знать меру.

Трехполосный фронт — это инициатива инсталляторов, хотя и Владимир понимал, что продвинутый фронт просто необходим для правильного построения звуковой сцены. Его каприз — два сабвуфера. Уж очень хотелось, чтобы качественного баса было много или очень много. По этой же причине для акустики фронта взяли 8-дюймовые мидбасы Kicker RMB 8. При установке драйверов в двери вмешиваться в их конструкцию не пришлось. Изготовили подиумы, на которых и смонтировали НЧ-головки. Работают они на весь объем дверей. В качестве мидрейнджей выбрали известные Morel CDM 54, это, что называется, без комментариев. Установлены «серединки» в углах торпедо в специальных боксах и подключены к усилителю через кроссоверы Kicker R 93. Твитеры Eton V 280 разместили на передних стойках и направили друг на друга. К усилителю они подключены через итоновские же кроссоверы.

Оформление багажника, в котором поселили «сильное звено» системы, безусловно, изюминка этой инсталляции. Здесь, натурально, настоящий серпентарий. Отсек буквально кишит разнокалиберными игрушками-«змеями», которых специально покупали для этого. Да и декор сделан под змеиную кожу. Кроме рептилий, тут вольготно еще только звуку, использовать багажник по прямому назначению проблематично, хотя и можно. При желании найдётся место для рюкзачка или чемоданишка.

Для двух сабвуферов изготовили закрытые корпуса по технологии «стелс», которые закрепили болтами на задних крыльях кузова машины. Объем каждого 27 л. При расчете акустического оформления 10-дюймовых НЧ-головок Kicker Solo-Baric S 10 L5 инсталляторы пользовались как своими расчетами, так и рекомендациями завода-изготовителя.

Для установки в багажнике трех усилителей и буферных конденсаторов (их столько же) из алюминиевого листа изготовили подиум сложной формы. Особый, на наш взгляд, изыск — в несимметричном размещении в отсеке корпусов усилителей. Усилители подключены довольно нетривиально: один трёхканальный Kicker KX 550.3 работает на твитеры и один из сабвуферов (!). Другой (такой же) обеспечивает работой мидрейнджи и второй сабвуфер. А двухканальный Kicker KX 350.2 трудится на мидбасы. Аппараты этой породы великолепно вписались в общий дизайн багажника. Организовывать им дополнительную вентиляцию не пришлось, хватает и штатной. Буферные конденсаторы емкостью по 1 Ф тоже от Kicker.

Если говорить о бюджете этого проекта, то финансовые соображения заказчиком в расчет и принимались, и не принимались. Парадокс? Вовсе нет. Внесем ясность. Если говорить об аудиосистеме, то при построении ее ограничений фактически не было. Все делалось по максимуму, чтобы решить главную задачу — обеспечить в салоне звук очень высокого, бескомпромиссного качества. Вещи, на которые не хотелось выбрасывать деньги и в которых не было особой необходимости (тюнинг двигателя, например), не делались. Владимир сконцентрировался прежде всего на музыке, а также на оформлении интерьеров салона, багажника и экстерьере машины. На многом, получается, сконцентрировался, поэтому проект не мог быть малозатратным. А никто и не говорит, что он такой. Идеи, комплектующие и работа стоят денег, и немалых.

Стоили ли? Судите сами. В 2005 году Владимир на своей «Змейе» весь соревновательный сезон участвовал в украинских чемпионатах IASCA и EMMA. В финале последнего занял первое место, но в Европу не попал (по не зависящим от него самого обстоятельствам). В чемпионате IASCA Украина выступил менее удачно, но организаторы доверили ему представить страну на Еврофинале в Бельгии. И не ошиблись. Владимир не подкачал и взял «бронзу» в своем классе, обойдя немало сильных соперников. «Змейя» оказалась кусачей...

Хозяин машины явно неравнодушен к американским ценностям: машина (по рождению), акустика, шляпа и стремление к победе

Внимательный наблюдатель заметит: здесь сразу две змеи: одна переключает передачи, вторая просто отдыхает

Надписи на корме: имя машины на двух языках и ZAZ — чтобы не донимали распросами

СЧ/ВЧ-узел: пищалки на стойках, купольные среднечастотники — в подиумах в глубине торпедо

В подлокотнике уживаются чейнджер и блок управления подсветкой

В «змееподобной» панели — аудиофильский Clarion и мультимедийный Challenger

Кажущийся хаос в багажнике на самом деле тщательно продуман

SUM

Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + сабвуфер
Источники: Clarion HX-D2, DCZ 625, Сhallenger CH-9800
Усилители: Kicker KX 350.2, Kicker KX 550.3
Акустика: Kicker RMB 8, Morel CDM 54, Eton V 280
Сабвуфер: Kicker Solo-Baric S 10 L5

SQ

Поглядывая (на всякий случай) на «змею», уютно свернувшуюся вокруг рукоятки управления трансмиссией, занимаем места в мобильном концертном зале. К прослушиванию готовы — диск в слот.

Нет, вовсе не лукавил владелец «Змейи», что тащится от сабвуферов Kicker с их насыщенным басом самого низкого регистра, на грани инфразвука. Бас действительно более чем убедительный. Быстрый, четкий, упругий и с хорошей атакой. Ни в малой степени не задерживаясь где-то сзади, он по-хозяйски занимает свое место «в оркестре». Хороши и мидбасы, отыгрывающие свою порцию баса на все свои восемь дюймов. Поддержка НЧ-регистра в системе — очень серьезная, и это самое сильное впечатление от прослушивания.

Продвинутый фронт обеспечивает правильное построение сцены. По высоте она уверенно выше верхней кромки торпедо, воспринимается впереди где-то уже за лобовым стеклом с вполне осязаемой глубиной. Никакого разрыва в звуковом поле между мидбасами, мидрейнджами и пищалками мы не заметили. Виртуальная ширина сцены не ограничена передними стойками и находится за пределами салона.

Тональный баланс достаточно правильный, хотя нам показалось, что высокие могли бы звучать поярче, «звонче». Возможно, это оттого, что доминантой в звуковом спектре является все-таки его НЧ-составляющая. Лучше всего системе удается рок-музыка. Налицо гармония между заказанным и полученным. Своих «змейи» не жалят...


Источник: Журнал «Автозвук»