Инсталляция: TOYOTA CAMRY

СТУДИЯ «АВТОМАГИЯ»/«БЛЮЗМОБИЛЬ-СМОЛЕНСК»

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Виктор ЯКУШЕВ

ДВОЙНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ

Тема заглавия статьи незримо витает в воздухе с незапамятных времен по наши дни. И есть обоснованные подозрения, что останется после нас.

Корректным будет условно поделить ее на две составляющие. Одна сторона — индивидуальная. Император, прикрываясь интересами государства, а на деле ради женщины, начинает кровопролитную войну, мать забывает детей, мотивируя это отсутствием любви к их отцу, скороспелый богач, надев маску приличного человека, отдыхает, как хамоватый приказчик.

Существует другая, более благовидная позиция — обусловленность обстоятельствами: тракторный завод производит танки, исследователи флоры и фауны морей ищут клады, автомобильный конструктив SUV. Впрочем, достаточно анализа, становится слишком мрачно для умеренного колорита, который хотелось бы сохранить.

В нашей отрасли все более популярной, особенно среди автозвуковых спортсменов, становится концепция мультимедийных систем двойного, а то и тройного назначения. Процессоры позволяют творить чудеса, так почему не отстроить качественную аудиосистему классической рецептуры фронт + сабвуфер для SQ, дополнить ее монитором, центральным и тыловыми каналами, получая полноценное 5.1 для ММ? Некоторые наиболее оголтелые (в неплохом смысле) стремятся к третьему — SPL. И не бесплодно, бывает, стремятся...

Наш случай — весьма показательный. Смоленская студия «Автомагия» начинала свою деятельность семь лет назад как установщик автомобильных охранных систем, позже плавно включив в сферу интересов автозвук, ещё позже — навигацию и новомодные прибамбасы. И, как нередко случается с персонажами творческими и организованными (милейший Виктор Якушев, основатель и душа «Автомагии», организовывал и вел дискотеки в школе, в военном училище и в аспирантуре, прекратив это занятие только за неделю до защиты кандидатской), студия «заболела» автозвуковыми соревнованиями. Начинали с барабанным боем: в 2003 году на соревнованиях ЕММА работа студии была первой протестирована в новой категории «Мультимедиа». Сегодняшний соревновательный проект относится уже к 2007 году, платформа — Toyota Camry предпоследнего модельного ряда.

Аудиоисточником изначально планировалась связка ГУ — процессор Pioneer серии Р9 (или P90? Как получится). И здесь существенно сэкономил время случай: DEX-P9R в комплекте с подельником DEQ-Р9 обнаруживаются пылящимися на полке провинциального магазина. Аборигены не понимали, чой-то столько за магнитолку...

Заведовать видеотекой доверили устройству формата DIN с выдвижным монитором Videovox PAV 1525. «Родной» двухдиновый диско-кассетный конструктив покинул место жительства, куда добрососедски вселились закоммутированные друг с другом Pioneer и Videovox. Вселились, но не помирились. Как-то разнородно смотрелись рядом устройства, оформленные в совершенно разном стиле (да и принадлежащие к разным категориям техники, во всех смыслах). Мультимедийному источнику место на торпедо, это понятно, там свой экран. А с аудиоисточником возможны варианты...

Вариант был найден не бесспорный, но уж точно — нетривиальный. Pioneer был расчленён на основной блок с транспортом и панель управления, в торпедо остался только первый, а панель убрали под торпедо. Как при этом смотреть на дисплей «Пионера»? Да не вопрос, в век наш ядерный. Напротив дисплея установили... видеокамеру, и то, что она видит на панели управления P9, передаётся на 7-дюймовый монитор Videovox.

В результате получили и более опрятную обстановку на торпедо (хотя решение странноватое: носить «Полёт» на руке, а Rolex — в кармане), и укрупнение изображения информации на дисплее аудиоисточника. Инфракрасный глазок аудиоисточника выпаяли и поставили на торпедо ближе к рулю, где до него легче достаёт пульт ДУ.

В результате на торпедо визуально обнаруживаются Videovox и щель дископриёмника Pioneer. С двух головных устройств сигналы распределены следующим образом: связка Pioneer заведует трехполосным фронтом и сабвуферами, Videovox — центральным и тыловыми каналами. Усилительное (как, впрочем, и акустическое) звено — DLS серии Reference. Первый, четырехканальный усилитель RA-40 работает на фронтальные твитеры и мидрейнджи, двухканальный RA-20 — на фронтальные мидбасы. Ко второму RA-40 подключены твитер и мидрейндж центрального канала и тыловые коаксиалы. Моноблок RA-10 перемещает диффузоры двух сабвуферов, подключенных параллельно, с итоговым импедансом 1 Ом. За основу приняли концепцию фронта в три полосы (внимательный читатель уже догадался), способного побеждать на соревнованиях SQ и при желании достаточно громкого. У коллектива имеется большой опыт установки спаренных мидбасов, обеспечивающих большее давление, рассматривался и такой вариант. Но подобный конструктив имеет ряд особенностей, наличие которых посчитали неприемлемым. Тогда выбрали комплект DLS Nobelium 8.2 с одним, но восьмидюймовым мидбасом, правда — двухполосный. В среднюю полосу призвали динамики DLS C5. Инсталляции акустики уделили самое пристальное внимание. Если двигаться по шкале сложности по возрастающей, имеем: мидбасы, твитеры, мидрейнджи. Мидбасы, предварительно тщательно демпфировав двери, установили на подиумы из фанеры (по Виктору, акустической, на мгновенно предложенный вопрос: «А болты крепления тоже акустические?» он рассмеялся) под штатной обивкой. Твитеры, первоначально установленные на стойках лобового стекла, перекочевали в уголки зеркал. Плод трехнедельного отслушивания твитеров — расширение звуковой картины на 10 — 15 см и появление ранее недостававшего «воздуха». Более двух месяцев ушло на окончательное определение мест и углов установки мидрейнджей в торпедо: большой угол наклона лобового стекла не способствовал получению высокой сцены, зато способствовал неравномерности АЧХ в районе 400 — 500 Гц. В результате динамики играют free air в торпедо, верх которого для снижения переотражений вместе со сопредельными стойками обшили алькантарой (почему-то бежевой). Заканчивая с фронтальной зоной, в центр торпедо установили двухполосный центральный канал в составе твитера DLS Nobelium и среднечастотника DLS C5. Тыловая акустика выбрана без фанатизма — коаксиалы DLS 962 играют в объем багажника.

С сабвуферами интереснее. Две пятнадцатидюймовые головки Cerwin-Vega! VMX-15.2 поначалу привлекли внимание, вы не поверите, из-за созвучности дизайна сабов с колесными дисками. Но встретив по одёжке, оценили и другие достоинства этих головок, поэтому провожать не стали, наоборот, устроили в багажнике с максимальным комфортом. Два богатырских динамика установлены в закрытых корпусах-«стелсах» симметрично по бортам багажника, и даже при первом взгляде становится ясно, на что они способны. Руководитель студии, где проходила фотосессия — сам многократный чемпион по SPL, настойчиво предлагал «дунуть», намётанным глазом оценив потенциал системы и в этом виде спорта. В завершённой системе сабвуферы и диски колёс поменялись ролями: на «катки» теперь возложена и роль эстетически соответствовать сабвуферам. Типа — двойное назначение...

Напомню: головки подключены параллельно и обеспечивают моноблоку экстремальную в смысле снимаемой мощности одноомную нагрузку. Такая нагрузка экстремальна и в отношении теплового режима усилителя, и здесь мы доходим до предмета особой гордости учёного и воина Виктора Якушева (уточняем параметры: кандидата технических наук и подполковника). Учёный и воин развернул в этой системе жидкостную систему охлаждения усилителей. Термореле KSD301-65, установленное непосредственно у выходных транзисторов моноблока RA-10 (как наиболее нуждающегося в охлаждении), включается при температуре 65 градусов. В этот момент напряжение подается на насос, начинающий нагнетать антифриз по контуру охлаждения. Контур включает радиатор, встроенный в доработанную систему вентиляции кузова, и теплообменник в виде змеевика из медной трубки, зажатого между алюминиевыми пластинами. Пара кулеров создает движение воздуха на стоянке. Для улучшения теплообмена между аппаратурой, пластинами крепления аппаратуры и змеевиком охлаждения применена теплопроводная кремнийорганическая паста КПТ-8, хорошо известная и распространенная в компьютерной отрасли.

В автомобиле установлены дополнительно: камера заднего хода, навигация на базе «блэкбокса» Carmani СВ-200 с выводом на монитор Videovox, TV-тюнер Bosch TV Flex, модуль hadns-free на базе Bluetooth, блок подключения iPod. Погодите, что-то назначений у нас получается больше, чем два...

SQ

Прослушивание проходило на соревновательных настройках. Существует еще пресет для личного удовольствия, наличие которого Виктор коварно скрыл, в чем позже признался без всякого давления с моей стороны. Что ж, характер звучания высококлассных компонентов знаком до боли. Остановлюсь на особенностях. Прежде всего, и близко нет ожидаемой суббасовой доминанты. Ровный, комфортный тональный баланс подкреплен выразительным средним регистром с хорошими послезвучиями. Послезвучия нижней половины диапазона менее структурированы в силу особенностей материала диффузоров динамиков. Система, тем не менее, напористо и очень точно подает звуковой материал. Недавно установленный Videovox PAV 1525 ожидал своей очереди настраиваться, поэтому насладиться полноценно отстроенным 5.1 не удалось. Отмечу, однако, приемлемую четкость картинки в быстрых сценах, а в возможностях усилителей и акустики адекватно передать звуки батальных сцен сомнения уже были развеяны. С душой звучит система, не без огрехов, конечно, но ведь безгрешных нет, вот бездушных, к сожалению, чересчур много.

RTA

Ну что тут скажешь: умеют в Смоленске настраивать АЧХ. Хотя интереснее отметить другое: сабвуферы-переростки (две «пятнашки» — не совсем традиционное оснащение для звуковой, а не эспиэльной машины) здесь играют в совершенно другую игру: не «дуть» что есть мочи на заветной частоте, а воспроизводить все частоты с завидной равномерностью. Если не принимать во внимание небольшую нерегулярность на 60 — 80 Гц, АЧХ в нижней части спектра выглядит просто на изумление хорошо. Выше по частоте, впрочем, тоже. Несколько просаженные средние частоты (400 — 800 Гц) — то немногое, что отличает частотную характеристику системы от идеальной. Даже с учётом упомянутых огрехов вся частотка укладывается в «трубку» ±6 дБ, что для автомобильных систем исключительная редкость.

SUM

  • Тип системы: аудио, мультимедиа
  • Аудио: 3-полосный фронт + тыл + центр + сабвуферы
  • Источники: Pioneer DEX-P9R, Videovox PAV 1525
  • Процессор: Pioneer DEQ-Р9
  • Усилители: DLS Reference: RA40, RA20, RA10
  • Акустика: DLS Nobelium 8.2., C5, 962
  • Сабвуферы: Cerwin-Vega! VMX-15.2
  • Пульт на руле стал «добивать» до CD-ресивера, только когда ИК-глазок вынесли из корпуса

    Мультимедийный Videovox виден во всей красе, а от P9 — только щель для диска. Вот уж действительно: «Полёт» на руке, Rolex — в кармане...

    Акустика центрального канала идентична СЧ/ВЧ-звену фронта и расположена строго за экраном

    В итоге опытов пищалки поселились в уголках зеркал. Не сразу

    Среднечастотники в торпедо установлены с наклоном в направлении салона. На снимке этого не видно, но вы поверьте

    Змеевик охлаждения формовался по фанерному шаблону, а потом монтировался на алюминиевом основании усилителей

    Насос — сердце системы охлаждения усилителей, как и в моторе

    За левым сабвуфером установлен радиатор, при рождении предназначенный для работы «печкой»

    Для нормальной работы на стоячей машине к радиатору пристроены два вентилятора. Знакомое устройство?

    Включается система охлаждения от термореле, установленного вблизи выходных транзисторов басового моноблока

    Как оказалось, две «пятнашки» в багажнике играют в системе совсем другую игру

    Весь фальшпол (со шлангами и прочим) поднимается на газовой пружине для доступа к запаске


    Источник: Журнал «Автозвук»