Установка сабвуфера в автомобиль

Сабвуферный динамик - динамик предназначенный для воспроиведения нижнего баса в автомобиле. Бас сабвуфер не дает, он дает только нижний бас. Поэтому без хорошей акустики, которая воспроизводит средний и верхний бас, сабвуфер будет подгуживать, а никак не давать бас.

Сабвуферные динамики бывают 6, 8, 10, 12 и 15 дюймовые. 6-8 дюймов как правило используются в тех места, где ограничено место. 10 - в системе, где нужно получить детальный и четкий бас. 12 - для получения четкого баса и хорошего давления. 15 - для получения звукового давления, т.к. из-за высокой инертности четкости добиться не возможно.

Главные характеристики сабвуфера: мощность номинальная (в целом для авто 150-400 Ватт нормально, 500 и выше уже для фанатов), чувствительность/звуковое давление (чем больше, тем лучше) и резонансная частота (чем ниже, тем лучше).

Сабвуферный динамик может быть как с одной катушкой, так и с двумя. Две катушки дают возможность получить 2 или 1 Ом при параллельном подключении. При низкоомной нагрузке динамик будет выдавать по давлению и мощности больше, но при этом качество звучания будет хуже. На низкоомную нагрузку может работать стабильно только моноблок, обычный усилитель может отключаться или сгореть.

Сабвуфер можно приобрести динамиком, можно в готовом акустическом оформлении. Динамик можно установить в заднюю полку, в перегородку отделяющую багажный отсек от салона автомобиля, если он Free Air, иначе под него требуется акустичское оформление - корпус.

Рассмотрим возможные варианты корпусов для сабвуферного динамика:

Свободный объем. Сабвуферный динамик, рассчитанный на работу в свободном объеме ставится в заднюю полку или в перегородку за спинкой заднего сиденья. Звучание получается хорошее по давлению, багажник при этом свободен, но детальность баса очень низкая.

Закрытый ящик. Его минимальный объем указан в паспорте на сабвуферный динамик. Если его увеличить, то бас будет глубже и чуть размытый, если сделать меньше, то играть будет жестче и менее глубоко. Звучание динамика в таком акустическом оформлении четкое и плотное, хорошо подходит для универсалов и хэтчбэков, где сабвуфер стоит практически в салоне.

Корпус с фазоинвертером. Размеры фазоинвертера рассчитываются в зависимости от параметров Тиля-Смолла динамика и размеров корпуса. Как это делается подробно написано в книге Расчет параметров акустического оформления. Авторы В.К.Иофе и М.В.Лизунков. Также как правило все рассчеты указаны в паспорте на динамик. Фазоинветреное оформление дает большее звуковое давление, оптимально для использования в седанах, где сабвуфер стоит в отдельном отсеке - багажнике. Звучание при это получается хуже по детальности, т.к. 2-я волна через порт фазоинвертера идет с небольшим запозданием. Если у Вас стоит сабвуфер в таком оформлении, играет и при это гудит, значит параметры фазоинвертера не соблюдены.

Бандпасс. Динамик с одной стороны играет на отдельную, закрытую камеру, а с другой стороны наружу выведены порты фазоинветера. Такие корпуса любят те, у кого в багажнике все время что-то летает. Звучание рыхлое и размытое, бас гудящий.

Чаще всего для удачной инсталляции чаще всего используют 2-й и 3-й варианты. Не рекомендую выбирать сабвуфер по внешнему виду. Он стоит в багажнике и более важно то, как он звучит, чем то, как он выглядит. Слышал не одну сотню сабвуферов ЗА СТЕКЛОМ - звучание ни одного из них не понравилось. Корпус сабвуфера должен быть из дерева, толщиной 15-20 мм, как минимум, прокленный, не должен дышать, с ребрами жесткости, надежно скреплен саморезами.

Грамотно подобрать сабвуфер можно только послушав его в своем авто. Поэтому рекомендую покупать сабвуферы только в тех магазинах, где возможен обмен в течение какого-то времени, если звук саба не устроит, т.к. прослушивание в магазине это одно, а в авто зазвучать может по другому.

При подключении сабвуфера в систему обязательно стоит прослушать как играет саб сначала в фазе, потом в противофазе (меняем + и - местами на клеммах сабвуфера). Соответственно оставить так, как лучше.

Часто задаваемый вопрос: как расположить сабвуфер в багажнике? В целом большой разницы не будет, стоит день поездить так, день по другому.

Берите сабвуферы только серьезных и провернных производителей. Хоть в целом конструкция сабвуфера и несложно, но чтобы Китайский сабвуферный динамик играл и не раздражал ухо добиться очень сложно.


Примеры установки сабвуферов