Мультимедийная система в Toyota Alphard



КОНЦЕРТ У СТЕНЫ

Студия: Car Custom Club

Руководитель проекта: Константин Авдеев

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Страшно подумать: тот самый концерт у той самой стены состоялся четверть века назад. Те, кто тогда родились, сегодня покупают автомобили. Иногда – вот такие…

Мультимедийные системы для пассажирского салона попадают в зону нашего внимания нечасто. Реже, чем создаются. Просто в большинстве случаев это – просто перенесённый в машину домашний театр, иногда с поправкой на автомобильные компоненты. Иногда – без поправки. Домашний комплект, тем или иным способом приспособленный к автомобильному питанию и немного гламура.

Этот же заказчик желал большего. Не просто «звук 5.1 и видео», а так, чтобы звук как на концерте. Рок-концерте, если уж быть точным. Концертные записи рок-групп, по разным источникам, составляют у заказчика от 89 до 146 процентов коллекции. И если предмет коллекции – традиционный CD без видео, то чтобы с полным погружением. Чтобы был концертный зал на колёсах. Хорошее выражение, задумаю написать книжку – так и назову…

В соответствии с поставленной задачей оснащение звуковых каналов намеренно выбрали неравновесным. Полноценный трёхполосный фронт по схеме «2,5 полосы» задействован во всех режимах, для него выбрали очень продвинутый комплект Morel Virtus 603.

Центральный канал на концертных записях играет вспомогательную роль, это в кино именно из него доносится «I’ll be back» или «Да пребудет с тобой Сила!», а у музыкантов на концерте акустика расставлена довольно широко. Поэтому здесь подошли компоненты поскромнее – коаксиальные Morel Tempo Coax 4.

Тыловые каналы в данном случае – не тыловые, а сурраунд, а что из них доносится на концерте? Роберт Планк забежал на галёрку, пока вы сидите в партере? Сами такое видели, или Лайфньюс сообщали? Правильный ответ – свист, аплодисменты и отражения, звуки по большей части диффузные. Ну или, в особых случаях, «Tear Down the Wall!» многоголосым нестройным (а значит – тоже довольно диффузным) хором. Для этого не нужна широкополосная акустика, зато нужны широкая диаграмма направленности. Так в каналах сурраунд появились купольные среднечастотники Morel CDM 54. «Замыкает круг» квадратный сабвуфер Kicker S10L3.

  • Тип системы: мультимедиа
  • Структура: трёхполосный фронт + центральный канал + тыл + сабвуфер
  • Источник аудио: Clarion HX-D2
  • Источник видео: Sony BDP-4200S
  • Монитор: Sony KDL-32W705C
  • Процессор: Alpine PXA-H800 + RUX-C800
  • Усилители: Audio System R 105.4, Phoenix Gold SD600.1
  • Фронтальная акустика: Morel Virtus 603
  • Центральный канал: Morel Tempo Coax 4
  • Тыловая акустика: Morel CDM 54
  • Сабвуфер: Kicker S10L3

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Видеокомпоненты взяты «домашние» – телевизор Sony KDL-32W705C и DVD/Blu-ray плеер Sony BDP-4200S, их связали по HDMI. Звуковой источник – небезызвестный в известных кругах CD-тюнер Clarion HX-D2. Обработкой звука занимается процессор Alpine PXA-H800 с пультом управления RUX-C800. Фронтальную акустику обслуживает четырёхканальный Audio System R 105.4, второй такой же усилитель занимается центральным и тыловыми каналами. Моноблок Phoenix Gold SD600.1 – на сабвуфер.

На бумаге, как известно, всё просто. Зато совсем не просто с установкой. В системах такого типа узловой этап – разделение медиапространств. На практике – сооружение преграды между салоном и кабиной.

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Эта часть медиапространства – рабочее место водителя, не претерпело изменений, разве что стало более автономным и независимым, чем прежде. Оставшись не менее комфортным.

Такие перегородки в минивэнах чаще всего делают плоскими по вполне понятной причине – чтобы облегчить себе работу. В результате водитель не может не то чтобы откинуть спинку, иной раз и отодвинуть сиденье невозможно. Что тогда делать? Подбирать водителя как в БТР – ростом не более 160 см? Поэтому, чтобы не ограничивать пределы регулировки водительского сиденья, перегородку стену сдвинули выгнули в салон – там от этого теснее не станет. Стена приобрела солидную округлость и аккуратные выемки для ручек и карманов сдвижных дверей. Бранденбургские ворота здесь с электроприводом, хлопать, как в «Газели», не нужно.

Мультимедийная система в Toyota Alphard

По краям стены сделали выемки под выступающие элементы сдвижной двери, чтобы саму дверь не трогать.

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Консоль в центральной части перегородки вместила все источники сигнала и небольшой холодильник с баром. По бокам – шкафчики для мелочей.

В центральной части стены смонтировали всё необходимое для концертной деятельности: телевизор и акустику. Динамики закрыты радиотканью в едином стиле. Интерьер облагородили – кожа, строчка, шторки, светодиодное освещение.

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Акустика левого, правого и центрального каналов установлена вокруг экрана как в самой прогрессивной домашней системе.

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Тыловая (в смысле – сурраунд) акустика скрыта под обшивкой задних стоек. О том, чтобы она выполняла положенные функции (погружение в атмосферу), а не мутила воду фронтальной сцены, позаботятся системы частотной и временной коррекции процессора.

Без сабвуфера и обычная аудиосистема неполная, а концертный зал на колёсах – тем более. На роль сабвуфера пригласили квадратный Kicker Solobaric калибра 10 дюймов. Правда, у диффузора такой формы это сторона квадрата, а диаметр равновеликого круглого диффузора оказывается равным 11,5 дюйма. Поэтому объём корпуса изначально ожидался не рекордно маленьким. Кроме этого, надо иметь в виду: рождённое много лет назад название Solobaric призвано было символизировать (долго объяснять почему) копмактное оформление, оно (тогда, много лет назад) таким и было, на фоне конкурентов.

Позже баланс изменился, но фирма сохранила название (удачное) и принципы конструкции (ещё более удачные), в результате чего «Солобарики» последующих поколений отличались отменной линейностью и большим запасом звукового давления, но объём им требуется относительно немалый. В данном случае разумным компромиссом признали ЗЯ объёмом 30 л.

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Сабвуфер разместился без помех остальному благодаря небольшой глубине корпуса. А вытекающая из этого довольно обширная площадь лицевой панели ничему не мешает.

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Усилители смонтированы неподалёку, под штатным фальшполом.

SQ

Звучание системы своеобразное – действительно «концертное», особенно на видеозаписях. Фундаментальный бас, уверенная, но не кричащая середина, спокойный, может, даже чуть приглушенный, «верх», всё – без нарочитости. Про стереопанораму говорить даже неудобно – при таком расстоянии от экрана даже без временной коррекции она будет отличной с любого из кресел в «зале». Ширина, глубина, стереообраз – эти категории мало применимы при просмотре концертных записей. Здесь появляется вовлечённость. Tear Down the Wall, короче…

На тестовом аудио-CD параметры стереокартины оценить проще. Итог: широко, глубоко и симметрично. Тональный баланс чуть более академичный, чем на видео, но с тем же басовым напором. Отменная макро- и микродинамика. Приходите на концерт. Если позовут…

Мультимедийная система в Toyota Alphard

Общий ход АЧХ – плавно ниспадающий от басов к верхам, мы такой тип встречали и не раз. Чаще всего – именно в системах, рассчитанных на воссоздание окнцертной обстановки. Сабвуфер в выбранном оформлении доигрывает внизу до 35 – 40 Гц, ниже – крутой спад, не свойственный этому типу акустического оформления. Есть предположение (не проверенное, но обоснованное), что мастера задействовали в сабвуферном канале фильтр-сабсоник герц эдак на 30, чтобы отсечь то, чего на реальных выступлениях обычно не бывает, сверхнизкие частоты – это для кино и электроники.


Источник: Журнал «Автозвук»