Новое устройство. Dodge Durango

Она металась, как стрелка осциллографа, то вверх, то вниз.
Ю. Латынина, «Земля войны»

«Устройство не опознано» — как и во многих других случаях, наиболее разумной реакцией на такое сообщение будет обратиться за помощью к профессионалу.

Обратившись, вы вскоре обнаружите, что Козьма Прутков был прав, говоря о специалисте, что тот подобен флюсу: полнота его односторонняя. Вполне возможно, что профессионал сам опознает устройство не с первого раза, если оно находится по другую сторону его асимметричного видения мира. Здесь нужен специалистуниверсал.

Именно такими пришлось на время работы над этим проектом стать мастерам студии Auto Hi-Fi. Давний заказчик студии составил более чем естественный, с нашей точки зрения, план оборудования автомобиля системой. Какой системой? Здесь надо подумать. Запланированный её профиль был «профессионально-универсальный». Вторая часть определения означала: чтобы и навигация, и Интернет, и мультимедиа без разбора форматов и объёмов, и «всё, что понадобится впредь». В переводе на язык практических решений это означает компьютер. А первая часть означала повышенные и даже довольно специфические требования к одной из многочисленных функций — к звуку.

Так в системе встретились компоненты и устройства, которым друг друга нипочём не опознать, в обычной жизни они редко оказываются даже просто рядом, а уж соединёнными между собой — никогда. Нетривиальные проекты — любимое занятие автохайфайщиков, работа началась...

Началась она с компьютера, звуковая и мультимедийная части системы серьёзных подвохов не обещали. На самом деле тогда в студии ещё не всё знали о задумках заказчика... Системный блок удалось поместить в подлокотнике, благо передние сиденья американского внедорожника раскинулись довольно широко. В передней части подлокотника установили разветвитель USB, сегодня этот, когда-то считавшийся одним из многих, стандарт соединения стал как лошадиные силы (или деньги): чем больше, тем лучше. К многоствольному USB-блоку подключаются флэшки, внешние диски, модем, при необходимости — и клавиатура, хотя большинство типовых задач решается с помощью беспроводной мыши, а для основных функций и мышь не обязательна — сенсорный экран диагональю 7 дюймов расположен очень удобно, на месте штатной магнитолы. Рамку, естественно, пришлось изготовить заново, с применением фрагментов штатной.

А потом началась работа над звуком. Выбранный для системы источник сигнала могли бы опознать только компьютеры первого поколения, какие-нибудь PC AT, и то — только внешне. Источник — давно ставший легендой (те, кто не видели, думают даже, что это вообще миф) Denon DCT-1. Для полноты картины в паре с ним установили блок индикации Denon DSV-1. Получилось как в современной литературе: наверху — экран, как у осциллографа, внизу — стрелки, как... у него же.

Дальше идёт «электроакустический тракт», именно так «по науке» положено называть всё оставшееся хозяйство. Структура, в общем, вполне обыкновенная: трёхполосный фронт, двухполосный тыл и сабвуфер. Однако выстроен тракт по максимуму: усиление полностью раздельное, каждому динамику — свой канал, чтобы исключить любую возможность взаимного влияния. А чтобы было совсем хорошо, для разделения полос и коррекции решили применить два профессиональных студийных звуковых процессора Beringer Ultradrive Pro DCX2496, определение системы как «профессиональноуниверсальная» получило новое подтверждение. Подобное решение уже однажды побывало на наших страницах, тогда результат стоил неудобств, связанных с адаптацией студийной техники к условиям эксплуатации в автомобиле. Стоил он и теперь... Здесь тоже в одной команде трудятся два процессора: один раскладывает фронтальные каналы по трём полосам, второй — раскладывает по двум полосам тыловые каналы и формирует сигнал сабвуфера. Всего выходит 11 каналов, для каждого можно независимо устанавливать уровни, задержки, частоту и крутизну среза фильтров, вводить частотную коррекцию. Причём память настроек энергонезависимая, отключение аккумулятора не страшно. Зато и питание — 220 В, пришлось поставить инвертор, который тоже подвергся доработке, чтобы включался от сигнала remote.

Трёхполосный фронт обслуживает шестиканальный Audison VRx 6.420.2 EX, двухполосный тыл — четырёхканальный Audison VRx 4.300.2 EX, на сабвуфер работает одноканальный Massive Audio P1000.1.

Для сохранения максимальной функциональности багажника усилители мощности разместили под полом багажного отсека в специально изготовленном коробе. Там же установили процессоры, инвертор для их питания, дополнительный аккумулятор и реле аккумулятора. Для конденсатора Sound Quest CAP5M ёмкостью 5 Ф места уже не хватило, его установили в нише крыла. Охлаждение компонентов при закрытой крышке обеспечивает радиальный вентилятор.

Фронтальная акустика частично сборная. В том смысле, что бренд один, а состав — нестандартный. К комплекту Morel Elate 6.2 добавили купольный среднечастотник Morel CDM5. Все головки, кроме пищалок, установлены в штатные места — естественно, с подобающей доработкой. Мидбасы попали на своё место в двери — вибродемпфирование, проставочные кольца, всё как положено. Среднечастотники встали вместо штатных пищалок в торпедо — для них тоже понадобилось изготовить кольца-проставки. А пищалки — в стойки, место для них нашлось без проблем. Тыловая акустика — двухполосная Morel Hybrid Ovation 6 и тоже с поканальным усилением. Здесь схема установки та же — по штатным местам, в итоге в салоне получился «полный сток».

Расположить киловаттный сабвуфер Massive Audio DMX12 Stage 2 оказалось не так просто. Хотя потребный ему объём и невелик, но из-за огромного магнита и большой установочной глубины вожделенный маленький корпус никак не вытанцовывался. Решение нашли простое и эффектное: изготовили стеклопластиковый корпус-«стелс» объёмом около 15 л в нишу левого заднего крыла, а динамик установили магнитом наружу. В результате убили сразу двух зайцев: сохранили объём багажника почти неизменным и обошлись без серьёзных переделок облицовки. И при первом же взгляде видно, что это Сабвуфер с большой буквы «С».

Настройка системы заняла немало времени. Для каждого из 11 каналов необходимо было подобрать оптимальные уровень сигнала, полосу частот, крутизну среза, задержки. К счастью, делать это можно не только с панели процессора, но и через порт RS-232. Такими пользовались во времена PC AT, сегодня к ним подключили конвертор в протокол USB и вывели соединитель в подлокотник. Чтобы устройства старой школы без проблем опознавали современные...

АЧХ удалась, кто будет спорить. Довольно мощный подъём на низких частотах с максимумом на 40 Гц захватывает и самый нижний регистр, звуковое давление на 20 Гц будь здоров какое, и область верхнего баса, причём одно переходит в другое самым незаметным образом. Выше 200 Гц АЧХ идёт практически горизонтально, отклонения в пару децибел там и сям просто напоминают: мы живём в реальном мире, а не в пространстве математических абстракций. Любопытно, что ожидаемый мягкий спад на самых верхних частотах — фирменная черта пищалок Morel — здесь начисто отсутствует. Подправил, вероятно, один из «Беринджеров». Аккуратно, как и подобает профессионалу...

Впечатление от прослушивания — весьма приятное. Мягкое и не напрягающее звучание во всех регистрах — и это притом что система ещё не разыгралась до конца, окончательная настройка, как всегда, ещё только предстоит. Долго хотел к чемунибудь придраться, перебрал все треки с диска AMT — всё очень хорошо: и разрешение, и глубина, и макро- и микродинамика. Были небольшие замечания по тональному балансу, но это, думаю, уже устранили, поскольку возникли они и у мастеров одновременно со мной.

  • Тип системы: мультимедиа
  • Аудио: 3-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
  • Источник: Denon DCT-1 + компьютер
  • Процессор: Beringer Ultradrive Pro DCX2496
  • Усилители: Audison VRx 6.420.2 EX, VRx 4.300.2 EX, Massive Audio P1000.1
  • Акустика: Morel Elate 6.2, CDM5, Hybrid Ovation 6
  • Сабвуфер: Massive Audio DMX12 Stage 2
  • pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics
    pics

    Источник: Журнал «Автозвук»