Система Opel Zafira 1.8

Откуда у хлопца испанская грусть?» Это из «Гренады», помните ведь... У Алексея была не грусть (ему такая эмоция глубоко чужда) и не испанская, но всё равно непонятно: откуда? Почему вдруг тверской хлопец так глубоко погрузился в нордический эпос, что как по писаному излагает про врага Богов Фенрира (сына Локи и Ангрбоды), противоправно слопавшего солнце и откусившего руку богу воинской храбрости Тюру? Да ведь мало того, что рассказывает — показывает, где и в каких обстоятельствах мифический негодяй нарисован у него на машине. У Светлова «мечтатель-хохол» (см. полный текст стихотворения) почерпнул знание из книги, а потом отправился скакать по степям. С Алексеем всё было наоборот. Путь на прошлогодний финал чемпионата Европы EMMA в Дании проходил через Швецию. Транзитом. И этого, совсем небольшого времени хватило, чтобы Алексея вштырило от скандинавских мифов по полной программе. Вернувшись в Тверь, Алексей засел за учебники (представляете, как должно воткнуть, чтобы на пятом-то десятке): в ход пошли и Старшая Эдда, и, само собой, Младшая, и Книга рун (руны — на капоте, ими написано «Вся жизнь в войне»), а потом за них же посадил и художника, Алексея Агапова. Машина удивила бы и без рунической графики: впервые в своей автомобильной жизни Алексей оказался за рулём, расположенным по левому борту, что, с его точки зрения — противоестественно. Успехи Алексея на автозвуковой арене, а он — один из немногих в нашей стране дважды чемпион Европы, начинались за правильно расположенным рулём Toyota Celica. Другой этапный проект — Toyota Black Box, их с левым рулём, кажется, вообще не бывает. Для следующего был тоже запроектирован ВВ, но микроэкономика у нас ещё более капризна, чем погода, и поставщики во Владивостоке выкатили за очередной Black Box цену в два японских конца, так что она стала сравнима с ценой новой машины в автосалоне. А там, вот незадача, у всех руль в каком-то непонятном месте салона. Платформой для нового проекта стал Opel Zafira. Обратите внимание, между прочим, как наши чемпионы полюбили всякого рода однообъёмники. Машина была куплена намеренно белой, с перспективой на живопись и как скрытый протест против облома с Black Box (второе — это так, догадка), а затасканная опелевская молния была заменена воксхоллов-ским грифоном, для поддержания мифологического настроя. Zafira, как и другие автомобили такого формата, отличается повышенными возможностями трансформации салона. Процесс трансформации под установку аудиосистемы начали со смелого эксперимента. Взяли самого мелкого (по калибру, а не квалификации) установщика студии, посадили на третий ряд сидений и строго спросили, как ему там. Убедившись, что плохо, вручили ему же (чтобы лишний раз не бегать) комплект гаечных ключей для демонтажа сидений насовсем. В салоне открылось известное пространство, где и развернули большую часть системы. Надо сказать, что в этом проекте Алексей не был склонен к чересчур эксцентричным решениям по размещению компонентов. Помимо соревновательной и бытовой ролей, возложенных на автомобиль, он был призван стать и действующей визитной карточкой студии, демонстрирующей, что качественный звук не обязательно требует радикальной переделки архитектуры салона. Поэтому все крупные электронные блоки разместились в двух сварных рамах, прикреплённых к полу. Там — два усилителя Zapco, разной канальности, но одинаковых габаритов, блок процессора и гибридная буферная ёмкость. В режиме соревнований или демонстрации системы всё это сверху закрыто прозрачным стеклом и при сдвинутых до предела вперёд, в грузовую конфигурацию, сиденьях второго ряда оказывается как на ладони. В повседневном режиме прозрачный демо-пол превращается в обычный, обтянутый карпетом и безупречно плоский. Крепление рам — к узлам, к которым раньше крепились выброшенные сиденья третьего ряда, плюс дополнительные вклёпанные в металл кузова гайки. Вообще, Алексей отметил, не без фасона: во всей системе строго ни одного самореза. Концепция малотравматичной установки коснулась и фронтальной акустики. В этой роли выступают головки топовой компонентной акустики E.O.S. Clarity, без кроссоверов. Мидбасы оказались в штатных местах, установленные по ставшей уже древней традиции на опорные кольца из MDF. Для шика их даже покрасили в цвет машины, сфотографировали (для судей) и закрыли обивками. Перед установкой пищалок Алексей критически оценил необходимость в боковых окнах-треугольниках. Во многих современных машинах однообъёмной компоновки эти оконца — стопроцентная дань моде и дизайну, через них всё равно ничего не разглядеть, потому-то стала популярной схема, когда в проемы этих окон ставят СЧ и ВЧ-излучатели, примеров на наших страницах вы видели не один и не два. В этой системе фронт предполагался двухполосным, без относительно громоздкого средне-частотника, а поездив на машине, Алексей пришёл к заключению: в «Зафире», в отличие от многих других машин, треугольники не декор, а реальное средство наблюдения за дорогой. Поэтому пищалки встали в необычные места салона — в верхние углы треугольных окон, не ограничивая обзор через них. Тёртый, устойчивый к лапше и мякине читатель должен был бы уже ехидно ухмыльнуться по поводу сабвуфера. Уж здесь-то стилем «сток» и не пахнет. Пахнет, и довольно заметно, надо только сделать пару лишних движений. Сабвуфер — монументальная конструкция, навеянная, по признанию Алексея, совершенно не нордическим образом силовой установки вертолёта Ми-8, выполнена из MDF и стеклопластика. Основа — плоская панель из MDF, на которой был выстроен целый лес стоек, удерживающих опорные кольца динамиков. После обтяжки эластичной тканью и выклейки оболочки стойки остались внутри, играя роль переборок, создающих дополнительную жёсткость конструкции. Благодаря плоскому полу сабвуфер устойчиво базируется на полу багажника, вернее — на крышке приборного отсека, когда установлен прозрачный пол, зрелище получается эффектное. При этом крепится сабвуфер всего двумя болтами, а к усилителю присоединён с помощью разъёма Speakon, имеющего хождение в профессиональной акустике. Итог: снять сабвуфер в случае необходимости — дело пяти минут. Источник, о котором мы пока не упоминали вовсе — популярный в кругах знатоков DVA-9965, в своё время окрещённый нами «Status Light». Приклеилось, кстати, прозвище... По оптике [естественно) ресивер передаёт сигнал на процессор в приборном отсеке в багажнике, а оттуда по кратчайшим путям, измеряемым первыми десятками сантиметров — в аналоговом виде на усилители: четырёхканальный фронтальный и одноканальный сабвуферный. Нагрузка сабвуферного моноблока — две 10-дюймовые головки Diamond верхней линейки D9. Обе — двух-катушечные, с секциями по 4 Ом. Понятно, что в такой конфигурации наиболее логично выглядит последовательно-параллельное соединение катушек, дающее общий импеданс те же 4 Ом. II теоретически всё равно, соединить ли секции каждого динамика параллельно, а потом динамики — последовательно или же наоборот. На практике оказалось — не всё равно. Сперва включили каждый саб на 8 Ом, а сабы — параллельно, и не заиграло (по словам Алексея). Перекоммутировали наоборот: головки и 2-омной конфигурации включены последовательно. Заиграло. Почему — не спрашивайте, ни мы не знаем, ни Алексей — признанный ас автозвука. А кстати, знаете ли вы, кто такие асы? Это, оказывается, высшие боги в скандинавской иерархии. Верховный бог и вождь асов зовётся Один, и однажды Тор, сын Одина и богини земли Фьёргюних, отправился... Ну вот, зацепило...


Источник: Журнал «Автозвук»